Митрополит Иоанн (Снычев). О едином пути спасения. О Церкви Христовой

 

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) 

О ЕДИНОМ ПУТИ СПАСЕНИЯ

Возлюбленные о Господе верные чада!

В нынешние тяжкие времена много расставляется нам сетей вражиих, удерживающих нас от вступления на путь спасения и удаляющих от сей блаженной цели. Особенно это опасно для тех, кто еще не приобрел должного духовного опыта, но уже ощутил в своей душе внутреннее тяготение к святыням Православия. Сегодня большое количество молодежи, а равно и пожилых людей, с надеждой и упованием ищут в вере вразумления и утешения в скорбях. Но здесь-то и начинается то духовное испытание, которое неизбежно переживает всякий человек, искренне жаждущий найти спасительную истину.

Казалось бы, нечего долго сомневаться и размышлять — пойди в любой православный храм, и там ты обретешь искомое, получишь все потребные указания на пути истинно христианской жизни и духовного совершенствования. Но — увы! — человек грешен, немощен и склонен к беспорядочному умствованию и суемудрию. Уклоняясь с правого пути, он удаляется от истины и попадает в сети врага.

От такой опасности я — по долгу своего архипастырского служения и велению христианской совести — желаю предупредить всех, готовых выслушать мое увещевание: верных церковных чад и тех, кто только ищет свою дорогу в храм.

Сегодня безмерно расплодились ложные вероучения и сектантские сообщества, безрассудно и своенравно рассуждающие о вопросах для них недоступных — о Боге, о спасении души, о правилах благочестивой жизни. Молю вас, блюдитесь, дабы не увлечься этим, будьте осторожны и бдительны, памятуя, сколь пагубно может повлиять на душевное здравие общение с подобными обществами.

Вера есть дело несомненно благое. «Без веры невозможно угодить Богу» (Евр. 11:6),— поучает нас святой первоверховный апостол Павел. Но вера эта должна быть правой и непорочной, то есть точно такой, какую принес на землю Сам Спаситель мира и которую Он передал св. апостолам и Церкви Своей.

Именно в такой вере полно и без всяких искажений заключены догматическое учение христианства и правила жизни духовной, подвижнической — то есть, все то, что служит для вечного спасения. Именно такую Православную веру заповедал Христос Своим ученикам, говоря: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам…» (Мф. 28: 19—21). Именно эта единственно спасительная, святая вера — вера апостольская, вера отеческая — утвердила Вселенную и посрамила все попытки диавольские воспрепятствовать Божественному Домостроительству человеческого спасения.

Самым кратким и удовлетворительным образом изложена она в Никее-Царьградском Символе веры, который мы читаем в утренних молитвах и поем в наших храмах за Литургией. Эта вера научила тех, кто желал внимать ее увещеваниям, творить добро и распинать плоть свою со страстьми и похотьми.

Через покаяние и святое Крещение она каждого человека вводит в благодатные недра церковные, а через великое Таинство Евхаристии — в тесное ‘общение с Самим Христом. Этой вере всем нам необходимо следовать неотступно и содержать ее неизменно.

От чего же следует удаляться, от каких ложных вероучений блюсти сердце свое и разум? Прежде всего — от всех языческих вер, обоготворяющих явления природы; от восточных учений — кришнаитов, вишнуистов, йогов и им подобных; от всяких нехристианских мировоззрений; от вер хотя и христианских, но допустивших в учение Христово человеческие лжемудрствования, измышления и отступления от ее первоначальной Божественной чистоты. К таковым относится католичество, отпадшее от благодатной полноты церковной жизни еще в 1054 году, протестантизм, отколовшийся от католичества в XVI веке и сам давший начало многочисленным религиозным течениям: лютеранству, кальвинизму, англиканству и иным.

Эти отступления произвели, в свою очередь, множество сект: баптистов и пятидесятников, адвентистов седьмого дня и «свидетелей Иеговы», меннонитов и мормонов, пресвитерианцев и других. Кроме того, уже в наше время появились в России секты «Богородичного центра» и «Белого братства», «церковь Муна» и приверженцы оккультизма, спиритизма, астрологии, гипнотических методов воздействия и т. д. и т. п.

Почему следует удаляться от этих вер и сект? Потому что в них содержатся мудрствования земные, греховные, противоречащие и противоборствующие истинному христианскому вероучению и извращающие правила благочестивой и праведной жизни. Враждовать с их приверженцами не следует и удаляться от общения по делам житейским тоже, но в молитвенное общение не вступать и ни в коем случае не полагать их учения в основу своей практической и духовной жизни.

Возлюбленные, стойте в вере, мужайтесь, укрепляйтесь в добрых делах, храня верность святому Православию, и Бог мира да будет со всеми вами! Аминь.

Архипастырское послание, 1994 г.

 

О ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Возлюбленные о Господе всечестные отцы, братия и сестры! В нынешнее смутное время потребно нам, для пользы душевной, напомнить содержание православного учения о Церкви Христовой. Враг спасения человеческого, сатана, прилагает сегодня неимоверные усилия, чтобы воспрепятствовать обращению людей к спасительной церковной благодати. Под влиянием этого лукавого и лживого духа сейчас особенно умножились еретики и сектанты, пытающиеся совратить неискушенных и доверчивых, выдавая свои безблагодатные собрания за истинную Церковь. Посему, братия и сестры, имеем настоятельную нужду определить признаки Единой Истинной Церкви Христовой, чтобы, зная их, мы могли бы уберечь себя и ближних своих от тлетворного влияния многочисленных погибельных лжеучений.

Все ошибочные мнения о Церкви происходят из-за непонимания людьми главной истины учения Христова — о спасении человека. Зная немощь и растление естества человеческого, премилосердный Господь заповедал нам спасаться не в одиночку — разрозненно и самостоятельно, но совместно, помогая друг другу на этом пути, составляя единую духовную семью, единое, благодатное царство добра — Церковь Христову. Соединяясь в духе Истины и Любви, мы с вами становимся Церковью по мере того, как воплощаем в нашей жизни Заповеди Божий. Церкви Своей Господь даровал все необходимое для спасения человеческого: законных пастырей, правую веру, благодатные Таинства. И все же — увеличивающееся не по дням, а по часам количество лжецерквей и сект затрудняет для некоторых вопрос, какая же из них является истинной Церковью, да и существует ли вообще в наше время Единая Истинная Церковь?

Конечно, существует!

Но где же она? По каким признакам можно отыскать ее среди множества современных ветвей христианства?

Во-первых, настоящая церковь должна содержать неповрежденным чистое христианское вероучение, проповеданное апостолами. Как сами апостолы, так и их полноправные преемники, епископы первых веков, тщательно наблюдали за чистотой веры, отлучая от Церкви тех, кто уклонялся в ложные мудрствования и неправые учения. «Если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали — да будет анафема»,— предупреждал народ церковный святой первоверховный апостол Павел (Гал. 1: 8—9).

Скорби и сожаления достойно, что со времен апостольских дьяволу удалось посеять среди христиан разномыслие, постепенно искажая апостольское учение произвольными толкованиями, добавлениями и изъятиями. Истинная же Церковь ни в чем не должна расходиться в вопросах веры с Церковью апостолов. Беспристрастно сравнивая учения современных христианских церквей, невозможно не придти к выводу, что лишь Православная Церковь исповедует сегодня неповрежденную веру древней апостольской Церкви.

Истина веры, хранимая Церковью, запечатлевается союзом мира, любви и единомыслия среди епископов — носителей всей полноты церковной благодати. Нарушающий этот союз, разоряющий церковный мир, вносящий в среду верующих смуту и соблазн — извергается из Церкви, лишается ее благодатного покрова, отсекается от ее Божественной жизни и — лишенный истинного богообщения — засыхает, по слову Господа Иисуса Христа: «Я есмь лоза, а вы ветви; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают». (Иоан. 15: 5—6).

Не так ли сгорели в огне ересей многочисленные отколовшиеся от Православия своевольники, с мятежными епископами во главе? Невольно вспоминаются грозные слова великого столпа Церкви святителя Иоанна Златоуста: «Ничто не возбуждает так гнева Божия, как разделения в Церкви. Даже если бы мы делали самые совершенные дела,— разрывая единение, будем наказаны, как если бы мы раздирали тело Господнее… Даже кровь мученическая не заглаживает такого греха…» Кое-кому и сегодня не мешало бы помнить об этом страшном предостережении.

Вторым признаком Истинной Церкви является благодать. Благодать есть сила Божия, пребывающая в Церкви Христовой, с помощью которой милостивый Господь, не хотящий смерти грешника, укрепляет и освящает народ церковный, омывает нас от грехов и неправд наших, возводит от пропасти погибели к спасению и жизни вечной. Кто хоть раз был причастником благодатного утешения духовного, подаваемого Господом кающимся грешникам — тот и без слов поймет, о чем я говорю.

Хотя благодать есть сила невидимая, существует внешнее условие, по которому можно судить, присутствует ли она в Церкви или нет. Это условие — апостольское преемство. Со времен первых христиан благодать давалась верующим в Таинствах церковных. Совершителями этих Таинств были сперва сами апостолы, затем — епископы и священники. Право совершать Таинство передавалось исключительно преемственным способом. Апостольское преемство подобно священному огню, который от одной свечи зажигает другие. Если огонь погас, или цепь преемства прервалась — нет больше ни священства, ни таинств, потеряна благодать Божия и утрачены средства освящения верующих.

Трезвенно и благоговейно хранит дар Благодати Божией Православная Церковь. На протяжении почти двух тысячелетий нерушимо соблюдает православное духовенство цепь преемства апостольского. Преизобильно явили всему миру богатство благодати сонмы святых чудотворцев и подвижников, просиявших в Православной Церкви начиная со времен первых христиан и до наших дней. Наши святые не есть ли яркие свидетели истин Православия?!

Так и нам, возлюбленные, взирая на их подвиги, необходимо являть свою веру делами благочестия, помня, что жизнь по вере — это еще один неотъемлемый признак истинной Церкви. Сей подвиг крестоношения, подвиг терпения скорбей и наветов слепотствующего мира заповедан нам Самим Господом Нашим, претерпевшим муки и издевательства богоборцев ради спасения нас, маловерных. Вся жизнь в Церкви Христовой есть движение по пути, указанному Самим Спасителем — пути крестному и скорбному. Величайшая радость спасения — награда за терпение на этом пути.

Если явим в жизни своей распятие плоти, памятуя слова Апостола: «Иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми»,— будем тогда достойными чадами Матери Церкви; если уклонимся от этой брани со страстьми и похотьми — праздной останется неподтвержденная делами вера наша. Воистину, Любовь — венец всего, но никто не может достигнуть ее, не пройдя чрез подвиг очищения сердца от греховной порчи…

Чада мои, знайте — если нам, людям, бывает порой трудно разобраться, где истинная Церковь, то уж главный враг ее, сатана, прекрасно это понимает. Зная, что только в Церкви возможно спасение человека, он всеми силами старается уничтожить ее. Многовековая история Церкви написана слезами и кровью мучеников за веру. «В мире будете иметь скорбь,— предрек Господь Своим последователям, искателям правды Царства Божия,— но мужайтесь: Я победил мир» (Иоан. 16:33). Во всей полноте сбылось это пророчество Спасителя на судьбе Православной Церкви. За все время ее существования вряд ли можно найти хоть один момент, когда православные не подвергались бы гонениям.

Наконец, желающий найти истинную Церковь Христову может сделать это с помощью исторического исследования. Истинная Церковь несомненно должна восходить историей своей к апостольским временам. Достаточно выяснить, когда возникла та или иная ветвь христианства, чтобы отыскать истину, ибо не может быть истинной церковь, возникшая спустя много столетий после апостольских времен. Такая «церковь» — плод человеческого суемудрия и своеволия, доказательство гибельного заблуждения своих последователей.

Возлюбленные! Святоотеческие предречения говорят нам о массовых отпадениях от Истинной Церкви по мере приближения к «последним временам», о появлении «лжецеркви», «антицеркви», которую, в противовес Церкви Христовой, создадут слуги грядущего антихриста, чтобы «прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24:24). Великий русский святитель, епископ Феофан, затворник Вышенский, так говорил об этой лжецеркви, уже сто лет тому назад предостерегая верных от грядущего соблазна: «Хотя имя христианское будет слышаться повсюду и повсюду будут видны храмы и чины церковные, но все это — только ВИДИМОСТЬ, внутри же — отступление истинное».

Итак, чада мои, будем бдительны и тверды во истине Церкви Христовой. «Церковь Бога Живого — столп и утверждение истины»,— свидетельствует нам апостол (I Тим. 3:15). Знайте и помните, что именно Церковь есть больница для исстрадавшейся души человеческой. Принесите сюда груз своих недоумений и соблазнов, грехов и печалей — здесь излечивается любая болезнь греховная, ибо врачует не человек, но Врач Всемогущий, сказавший о Себе: «(Я) Господь, Господь Бог человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный» (Исх. 34:6).

Спасайтесь, чада мои! Осознанно и ответственно совершайте дело спасения своего в Церкви Божией, Церкви Истинной, Церкви Православной! Аминь.

Архипастырское послание, 1993 г.

______________

Источник: Высокопреосвященнейший Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Голос вечности. Проповеди и поучения. – Изд. 3-е, испр. и доп. – СПб, 1994.