Храмы, священство и богослужение учреждены Господом Богом

 

О СВЯТЫХ ХРАМАХ

Откуда истинно верующие люди научились устроению храмов?

Еще в Ветхом Завете, при даровании Господом Синайского законодательства, Сам Господь объявил чрез Моисея: скажи сынам Израилевым, …   и устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их (Исх. 25: 8). Также и о Соломоне сказал Господь: «он построит дом имени Моему (2 Цар. 7: 13). «И построил Соломон храм, и кончил его» (3 Цар. 6: 14).

Как относился Бог к устроенному Ему святилищу?

Храм был угоден Богу, и Бог освятил его (3 Цар. 9: 3). Когда разрушен был храм Соломонов, Господь повелел строить новый храм (Агг. 1: 3-8). Храм был построен и существовал до пришествия Спасителя.

Как Спаситель относился к ветхозаветному храму?

Спаситель проявлял ревность о храме, видя его осквернение: дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников (Мф. 21: 13).

Почему Господь так ревновал о храме?

Потому что в храме, по слову Спасителя, особое присутствие Божие: клянущийся храмом, говорит Он, клянется им и Живущим в нем. (Мф. 23: 21)

Спаситель признавал также и освящение от храма: что больше, спрашивал Он, дар, или жертвенник, освящающий дар? (Мф. 23: 19)

И во время Своей земной жизни Господь очень часто посещал Иерусалимский храм.

Не отменил ли Спаситель храма для верующих в Него?

Нет, наоборот, Господь предсказал, что все народы, уверовавшие в Него, будут иметь св. храмы: дом Мой, говорил Спаситель, домом молитвы наречется для всех народов (Мр. 11: 17).

Как относились Апостолы к ветхозаветному храму?

Апостолы, после Воскресения Господня, пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога (Лук. 24: 53).

Апостол Павел приходил в Иерусалим для поклонения (Деян. 24: 11) и молился в храме (Деян. 22: 17).

Может быть, только у евреев был храм,  а христиане храмов не имели?

Господь еще в Ветхом Завете предсказал о создании обновленного храма — храма новозаветного, и это пророчество приводит Ап. Иаков, говоря, как написано: потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, — воссоздам, и исправлю ее, чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие (Деян. 15: 16,17).

Исполнилось ли это пророчество?

Исполнилось.  Мы, действительно, видим у верующих в Христа храмы, или церкви, с самого начала христианства. Целый год, читаем об Апостолах, собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами (Деян 11:26).

Может быть, у христиан под церквами разумелись обыкновенные жилые дома?

Нет, под церквами разумелись, именно, храмы. Жены ваши, пишет Ап. Павел, в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит.  Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви. (1 Кор 14:34,35)

Есть ли у нас свидетельства от истории, что у христиан были храмы?

Есть. Теперь в Риме ученые в подземельных кладбищах, называемых катакомбами, находят в местах погребения христиан просторные, украшенные священными изображениями, православные храмы. Здесь на гробах мучеников первые христиане совершали богослужения.

Будут ли у христиан храмы постоянно?

Храмы будут у христиан до пришествия антихриста и до Страшного Суда. Об антихристе Ап. Павел предсказывает, что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога (2 Фесс. 2: 4). А так как антихрист придет пред Страшным Судом, и его Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего (там же, ст. 8) то, значит, храмы Божии будут до второго пришествия Спасителя.

Неужели сектанты, несмотря на столь ясные указания Писания, отвергают св. храмы Божии?

Большинство сектантов отвергают храмы, ни признают их вещественной святыней христианской и глумятся над ними, таковы особенно толстовцы и молокане, а также, в большинстве случаев, пашковцы, баптисты и адвентисты.

Чем же сектанты объясняют свое кощунство?

Они говорят, что храмы не нужны потому, что Бог не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих (Деян. 17: 24,25).

Можно ли на основании этих слов Писания отвергать храмы Божии?

Нет, нельзя, потому что слова эти сказаны против язычников, которые думали, что боги их не живут вне храма, а — только в храме. По христианскому же пониманию, Бог вездесущ, а в храме особое благодатное присутствие Его (Мф. 23: 21). Поэтому и будут, по слову Апостола, у христиан храмы Божии до второго пришествия Христова (2 Фесс. 2:4).

Что должно отвечать сектантам, когда они говорят, что они сами — храмы Св. Духа (1 Кор. 3: 16; 6:19), и что им поэтому не нужно вещественных храмов?

На такие сектантские речи должно отвечать, что, действительно, по слову Писания, христиане являются храмами Божьими, если только Дух Божий живет в них (1 Кор. 3: 16 ср. Рим. 8:9). Но это вовсе не отменяет храма вещественного, необходимого для священнодействий и собраний верующих. И такие храмы Божии всегда будут в церкви до второго пришествия Христова (2 Фесс. 2 :4).

О СВЯЩЕНСТВЕ

Церковь Христова имеет ли какой-либо порядок в своем устройстве?

В обществе истинных исповедников Христовых есть особый порядок, установленный от Самого Спасителя. Подобно тому, как в школе одни учат, а другие учатся, так и в обществе Христовом одни священноначальствуют, а другие подчиняются.

Нельзя ли считать, что в Церкви Христовой все равны, и всякий сам по себе спасается, без священноначальствования одних над другими?

Нет, нельзя. В свящ. Писании Церковь Христова нередко сравнивается со стадом (напр., Деян. 20: 28; 1 Петр. 5: 1-5). И как в стаде есть пастухи, так и в Церкви Христовой есть пастыри и пасомые, и пасомые должны повиноваться священноначальствующим лицам.

Какое в Церкви Христовой распределение верующих?

Ап. Павел сравнивал Церковь Христову с человеческим телом. Как в одном теле у нас много членов, — говорит он, — но не у всех членов одно и то же дело, так мы многие (т.е. верующие) составляем одно тело во Христе (Рим. 12: 4,5). Бог, говорит Апостол в другом месте, расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно (1 Кор. 12: 18) И каждый член должен признавать положение другого. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны… И вы, продолжает Апостол, — тело Христово, а порознь — члены. И иных Бог поставил в Церкви во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями… Все ли Апостолы? все ли пророки? все ли учители? все ли чудотворцы? все ли имеют дары исцелений? все ли говорят языками? все ли истолкователи? (1 Кор. 12: 21, 27-30).

Итак, одни члены поставлены Господом для руководства и научения, а другие должны слушать руководителей, пастырей и учителей.

Было ли когда-либо в истинной вере, чтобы люди жили без руководителей?

Начиная с первых времен жизни людей на земле, всегда Господь среди людей, у которых было истинное Богопочитание, ставил законных руководителей. Сначала руководили людьми патриархи: Адам, Сиф, Ной, Авраам, и др…. Потом, когда был дан Синайский закон, Господь поставил законное священство. Бог выделил для этого целое колено Левино. Аарон поставлен был первосвященником, сыновья Аарона — священниками, а остальные из его колена — левитами, то есть служителями при скинии. Кроме священства, Господь по временам воздвигал особых пророков.

Такой порядок был до самого пришествия Христа Спасителя.

Предсказали ли пророки от Духа Божия о священноначалии Новозаветном?

Господь чрез прор. Исаию так говорил о будущем учреждении Новозаветного священства: «вот, приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою. И положу на них знамение… Из них буду брать также в священники и левиты. (Ис. 66, 18, 19, 21)

Как учредил Господь новозаветное священноначалие?

Христос Спаситель в течение трех с половиною лет приготовлял для Своей Церкви священноначалие и для этого священноначалия Он предназначил не всех уверовавших в Него, а только немногих; всем же Он не вверялся. Многие, говорит евангелист, видя чудеса, которые Он (Христос) творил, уверовали во имя Его. Но Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех, и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке; ибо Сам знал, что в человеке. (Ин. 2: 23-25)

Кого же Спаситель приготовлял для священноначалия?

Евангелист Марк пишет, что Господь позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были, и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов (Мр. 3: 13-15; ср. Лук. 6: 13). 

Откуда видно, что Господь Апостолов приготовлял для священноначалия в Его Церкви?

Это видно из Его последнего поручения им устроять Церковь Его на земле. Не всем уверовавшим, но только Апостолам Спаситель сказал пред Своим вознесением: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа; уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. (Мф. 28: 19,20) 

Это дело, порученное Апостолам, могло ли и может ли прекратиться после их смерти?

Нет, не могло и не может, потому что оно поручено не только Апостолам, но и их преемникам. Господь, хотя и знал о том, что Апостолы не всегда будут жить на земле, однако сказал: се, Я с вами (т.е. научающими и крестящими) во все дни до скончания века. Ясно, что Господь здесь указывает также и на преемников Апостольских, которые должны быть в Церкви до скончания века; о том же свидетельствуют слова Христовы к книжникам и фарисеям: вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших, и гнать из города в город. (Мф. 23: 24)

Не поручил ли Спаситель устроять Его Церковь всем верующим в Него, как думают сектанты?

Нет, Господь поручил устроение Церкви Своей только Одиннадцати, как видно из Мф. 28: 16-20, где Господь обращается с повелением к одиннадцати Апостолам, и из Мр. 16: 14, 15, где передается, что после Воскресения Спаситель перед Своим вознесением, явился самим одиннадцати… и сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари.

Понимали ли Апостолы, что поручение устроять Церковь Господь дал именно им, а не всем верующим?

Св. Апостолы понимали именно так, и потому, когда отпал от них удавившийся Иуда Искариотский, то на место его они выбрали, по указанию Сердцеведца Господа, Матфея, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам (Деян. 1: 24-26). Если бы Апостолы думали так, как сектанты, то есть, что в Церкви Христовой все равны, и нет в ней священноначалия, — тогда они и не стали бы избирать двенадцатого Апостола.

Ограничились ли Св. Апостолы поставлением одного Матфея?

Нет, не ограничились. Когда с сошествием на них Св. Духа стала существовать на земле Церковь Христова, и когда после проповеди Апостольской, общество верующих стало множиться и расширяться по всей земле, тогда Апостолы поставили своих заместителей, явившихся затем и их преемниками.

Как совершается со времен Апостольских поставление тех или других лиц для священноначалия?

Оно совершается через священнодействие рукоположения, называемое по-гречески хиротониею.

Откуда видно, что право на священнослужение сообщалось чрез рукоположение?

Это видно из действования Св. Апостолов, дошедшего неизменно и до наших дней.

Ап. Тимофей поставлен епископом с возложением на него рук священства, то есть, епископов (1 Тим. 4: 14). В этом священнодействии принимал участие и Ап. Павел, о чем он напоминает Ап. Тимофею: напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе чрез мое рукоположение (2 Тим. 1:6).

Затем, — Ап. Павел, когда поручает Еп. Тимофею поставлять пресвитеров, указывает, что это священнодействие поставления совершается с возложением рук: рук ни на кого не возлагай поспешно и не делайся участником в чужих грехах (1 Тим. 5:22).

Наконец, из книги Деяний видно, что священнодействием поставления на дело священнослужения в некоторых Малоазийских городах Апостолы присоединили к Церкви многих уверовавших, рукоположив им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали (Деян. 14: 23 ср. 21, 22).

Сколько степеней священнослужения было и есть в Церкви от дней Апостольских?

Их было и есть три: епископская, пресвитерская и диаконская. 

Где в Слове Божием упоминается об этих трех степенях?

Об епископах и диаконах говорится в 1 Тим., 3 гл.

О пресвитерах, т.е. об иереях, или священниках, говорится в Деян. 14: 23, и посл. Титу (1 гл., 5 ст.). Ап. Павел пишет, чтобы он поставил по всем городам пресвитеров.

Священноначалие не есть ли выдумка людская?

Нет, оно не от людей, но от Бога. Он (Христос) поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова (Еф. 4: 11, 12). И в 1 посл. Коринфянам читаем: Иных Бог поставил в Церкви во-первых, Апостолами, во-вторых пророками, в-третьих учителями (12: 28; ср. и 29 ст.).

Также и в кн. Деяний Ап. Павел, обращаясь к Ефесским пресвитерам, говорит: Дух Святый поставил вас (Деян. 20: 17-28). 

Неужели у сектантов и не может быть истинного священноначалия?

Нет, сектанты, если они не соединятся с Православной Церковью, не могут иметь истинного священноначалия, потому что секты появились недавно, а священноначалие должно идти непрерывно от дней Апостольских. Что священство в Церкви Христовой непрерывно, это видно из слов Спасителя св. Апостолам и их преемникам: се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28: 20).

Посему и Ап. Павел говорит: Сей (Христос), как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее (Евр. 7: 24). 

Откуда видно, что только одним священноначальствующим поручено священнодействовать?

Господь, посылая Апостолов на проповедь, только им и их заместителям и преемникам поручил совершать священнодействие крещения (Мф. 28: 19).

Так, действительно и было (Деян. 8: 38; 1 Кор 1: 14, 16; Деян. 10: 48). Затем только Апостолы низводили Святого Духа на крещенных, а рядовые верующие не могли делать это. И Симон, говориться в книге Деяний (8: 18-24), увидев, что чрез возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги и хотел купить эту власть, но был осужден за это. А сектанты сами присвоили себе это право и оказываются виновными более, чем Симон, потому что последний за деньги хотел купить, а сектанты дерзнули как бы украсть право священнодействия у священноначальствующих лиц Церкви.

Далее Ап. Иаков говорит, что для совершения таинства Елеосвящения нужно приглашать пресвитеров Церкви (Иак. 5: 14).

Священноначальствующие предстательствуют в Церкви (1 Фесс. 5: 12) и совершают таинство Евхаристии, т.е. таинство Тела и Крови Христовых (Лук. 22: 12; ср. 1 Кор. 11: 24,25).

Какое особенно высокое священное дело вверено Господом священноначальствующим епископам и пресвитерам?

Им вверено Господом право отпускать верующим грехи. Спаситель сказал Апостолам и их преемникам так: истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено и на небе (Мф. 18: 18). В другой раз, по воскресении из мертвых, Господь, явившись Апостолам, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, но том останутся (Иоанн. 20: 22, 23). 

Откуда видно, что право управлять Церковью принадлежит священноначальствующим?

Сам Спаситель сказал Апостолам и их преемникам, чтобы они учили верующих соблюдать все, что Он повелел (Мф. 28: 20).

И Ап. Павел так говорил пресвитерам Ефесской Церкви об их обязанности управлять верующими: внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога (Деян. 20: 28).

Кто пасет стадо, тот, конечно, управляет им. Также и Ап. Петр умоляет пастырей пасти стадо Божие, а верующим говорит: младшие, повинуйтесь пастырям (1 Петр. 5: 1-5). Епископу Тимофею Ап. Павел дает поручение управлять Ефесской Церковью, научая его посланием, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины (1 Тим. 3: 15).

А Спаситель о повиновении священноначальствующим прямо сказал: слушающий вас, Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня, отвергается Пославшего Меня (Лук. 10: 16).

Что сказать, когда сектанты в своих ругательствах на истинное христианское священноначалие оправдываются тем, что пастыри у нас имеют те или другие человеческие недостатки?

Должно указать на пример Ап. Павла.

Иудейский Первосвященник Анания был очень недостойный человек и повелел незаконно бить Апостола Павла по устам. Ап. Павел назвал его «стеной подбеленной», но когда узнал о его первосвященническом достоинстве, то промолвил: я не знал, братья, что он первосвященник; ибо написано: «начальствующего в народе твоем не злословь» (Деян. 23: 1-5). Значит, никого из законносвященноначальствующих в Церкви лиц злословить нельзя.

Действительно ли наше священство идет непрерывно от Св. Апостолов?

В Церкви Христовой, Православной, есть списки епископов, идущих непрерывно от св. Апостолов. 

Чем же объясняют сектанты свое непризнание православного священноначалия?

Сектанты говорят, что наши пастыри грешны, а поэтому они и не признают их.

Что ответить сектантам на это?

Должно выяснить гордецам-сектантам, что безгрешных людей на свете нет, потому что, как говорит Апостол Иаков, все мы много согрешаем (Иак. 3:2).

Также и Ап. Иоанн пишет: если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас (1 Ин. 1:8). Конечно, отрадно было бы, если бы священниками у нас были святые Ангелы, но Господь положил, чтобы Его благодать в созданной Им Церкви действовала и через грешных людей.

Не уничтожают ли грехи пастырей благодати священства?

Нет, не уничтожают, так как, если бы благодать уничтожалась грехами, тогда и священства законного совершенно не было бы, потому что нет ни одного человека безгрешного. Иуда был, по свидетельству Евангелиста, вор (Иоан. 12:6), однако, и его Господь посылал на проповедь, и именем Господним он творил чудеса (Мф. 10: 1-4). Ап. Павел и Варнава поспорили между собою (Деян. 15: 37-41), однако, за этот грех они не лишились благодати священства.

Ап. Петр и Варнава лицемерили, и когда Ап. Павел увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то обличил Петра. Однако, согрешившие Ап. Петр и Варнава не лишились благодати священства (Гал. 2: 9-14).

Известно также, что многие, современные Ап. Павлу, пастыри были корыстолюбивы, поэтому он, посылая Филипийцам еп. Тимофея, говорит: я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренно заботился о вас; потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу (Филип. 2: 20,21). Однако тогдашние пастыри, страдавшие недугом корыстолюбия, не лишены были благодати священства.

Не лишаются благодати священства и наши пастыри за то, что имеют человеческие недостатки.

Какие еще обвинения возводят на пастырей сектанты?

Сектанты обвиняют пастырей за то, что они берут плату за совершение треб.

Основательно ли это обвинение?

Нет, не основательно, потому что вознаграждение за требо-исправление всегда было в христианстве.

У Христа Спасителя и Апостолов был денежный ящик, и жертвователи туда опускали свои подаяния (Ин. 12:6). Также многие женщины служили Христу Спасителю имением своим (Лук. 8: 3).

Апостол же Павел так учил: наставляемый словом делись всяким добром с наставляющим (Гал. 6:6). В другом месте он пишет: Вот мое защищение против осуждающих меня. Или мы не имеем власти есть и пить?… Или один я и Варнава не имеем власти не работать? 7 Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?  По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон?  Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего (Втор. 25:4). О волах ли печется Бог? Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое.  Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову. Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования (1 Кор. 9: 3,4, 6-14).

 

О БОГОСЛУЖЕНИИ

«Начало и основание общественного христианского богослужения, как хорошо и подробно указывает архимандрит Гавриил, положено Самим Иисусом Христом частию Своим примером, частию Его заповедями. Совершая Свое Божественное служение на земле, Он устрояет Новозаветную Церковь (Мф.16:18-19; 18:17-20; 28:20), избирает для нее Апостолов, а в лице их, преемников их служения пастырей и учителей (Ин.15:16; 20:21; Еф.4:11-14; 1Кор.4:1). Научая верующих покланяться Богу в духе и истине, сообразно с этим Сам прежде всего представляет Собой пример устрояемого богослужения. Он обещает быть с верующими там, где «собраны двое или трое во имя Его» (Мф.18:20), «и пребыть с ними во вся дни до скончания века» (Мф.28:20). Он Сам молится, и иногда целую ночь (Лк.6:12; Мф.14:23), молится при пособии внешних видимых знаков, как-то: возведения очей Своих к небу (Ин.17:1), преклонения колен (Лк.22:41-45), и главы (Мф.26:39). Он возбуждает к молитве и других, указывая в ней благодатное средство (Мф.21:22; Лк.22:40; Ин.14:13; 15:7), делит ее на общественную (Мф.18:19-20) и домашнюю (Мф.6:6), учит Своих учеников самой молитве (Мф.4:9-10), предостерегает Своих последователей от злоупотреблений при молитве и богопочтении (Ин.4:23-24; 2Кор.3:17; Мф.4:10). Далее Он возвещает новое Свое учение Евангелия через живое слово, через проповедь и заповедывает Своим ученикам проповедовать его «во всех языцех» (Мф.28:19; Мк.16:15), преподает благословение (Лк.24:51; Мк.8:7), возлагает руки (Мф.19:13-15) и, наконец защищает святость и достоинство дома Божия (Мф.21:13; Мк.11:15). А чтобы сообщить людям, уверовавшим в Него, Божественную благодать, Он устанавливает таинства, повелевая крестить приходящих в Его церковь (Мф.28:19); во имя данной им власти поручает им право вязать и решить грехи людей (Ин.20:22-23); особенно же между таинствами заповедует совершать в Его воспоминание таинство Евхаристии, как образ голгофской крестной жертвы (Лк.22:19). Апостолы, научившись от Божественного своего Учителя новозаветной службе, не смотря на преимущественное занятие благовестием слова Божия (1Кор.1:27), довольно ясно и подробно определили самый чин внешнего богослужения. Так, на некоторые принадлежности внешнего богослужения мы находим указания в их писаниях (1Кор.11:23; 14:40); но наибольшая часть его осталась в практике Церкви. Преемники Апостолов, пастыри и учители церкви, сохранили Апостольские постановления в отношении богослужения и, на основании оных, во времена спокойствия после ужасных гонений, на Вселенских и поместных соборах определили письменно весь, почти до подробностей, постоянный и однообразный чин богослужения, сохраняемый церковью и до ныне» («Руководство по Литургике», архим. Гавриила, стр.41-42, Тверь, 1886).

________________

Литература:

1) Варжанский Н.Ю. Доброе исповедание. Православный противосектантский катехизис.

2) Архиепископ Аверкий (Таушев). Литургика.