28 июля — св. равноапостольного Великого князя Владимира

 

Протоиерей Евгений Попиченко

Толерантность. Всетерпимость. Но человек не может быть терпимым к смерти, к яду, к отраве, ко греху. И Великий князь Владимир нашел в себе мужество отречься от верований предков, от общественного мнения, которое изначально не разделяло его промыслительного решения, выбора судьбы русского народа, – благодаря его выбору мы имеем сейчас христианскую православную цивилизацию, благодаря ему стали возможны великие свершения русского народа.

В любой сфере человеческой деятельности – везде слава Русской земли, слава русского человека: величайшие поэты вселенского масштаба, прекрасная литература, величайшие достижения в науке, удивительная живопись и еще более прекрасная иконопись, достижения в военном деле. Таких величайших полководцев, как Александр Васильевич Суворов или святой адмирал Ушаков, ни в каком другом государстве мы не знаем, – по крайней мере, такого количества и такого масштаба. И все это стало возможно благодаря тому духу, который воспринял русский народ, – Духу Святому Божию.

Те народы, которые не просвещены Христовой верой, по сути, остались на протяжении многотысячелетней или тысячелетней истории бесплодными.   Святой Дух единственный побуждает человека к творчеству: творчество – это богоподобная черта человека. И у тех народов, которые не восприняли веру Христову, буквально по пальцам можно пересчитать какие-то достижения мирового уровня.

Русский народ – народ плодоносный, и более всего плодоносный в самом главном – во святых своих. Такого количества святых, которое принес в Небесную сокровищницу русский народ, нет ни в каких других народах вместе взятых. И все это стало возможно благодаря удивительной, уникальной, прекрасной личности Великого князя Владимира, которого благодарный русский народ именует не иначе, как Владимир Красно Солнышко.

Зарею же Православия на Руси стала его бабушка, Великая равноапостольная княгиня Ольга, которая положила камень в основание Церкви Русской. Но, к сожалению, Ольга пришла ко Христу в зрелом возрасте и упустила воспитание своего сына Святослава, он вырос закоренелым язычником, в язычестве же воспитал и своего сына Владимира, который в детстве, юности, молодости много послужил иным богам.

Но, как мы неоднократно говорили, душа по природе своей христианка, и душа ищет истину; если не мешать грехами, стереотипами, пропагандой, общественным мнением, человек найдет путь ко Христу. И тяготился князь, томился своей жизнью, хотя внешне все было хорошо.

Так бывает часто в жизни. Приходит человек и говорит: все в жизни у меня замечательно, все благополучно, и то, и это есть, есть возможности, и семья, и дети, все есть – а счастья нет. Нечто подобное поразило князя Владимира и дало ему возможность сделать удивительное заключение: когда тело здорово, а «что-то» внутри болит, значит, это «что-то» внутри есть, значит, с этим «чем-то» надо что-то делать. Раз болит душа, значит, нужно искать духовное лекарство. И он начал поиск веры, он правильно понял, что исцелить душу может только правильная вера. Православная.

Первым шагом князя было пригласить представителей разных вер к себе в Киев и узнать, как верят люди в мире. Более всего его потряс рассказ греческого инока о Страшном Суде. Инок показал ему икону, образ Страшного Суда, и рассказал притчу Евангелия. Князь воскликнул: «Я хочу быть там, где будут праведные!». Вторым шагом было послание своих представителей в разные государства. Когда вернулись послы, опять же ближе всего к сердцу лег рассказ тех, кто побывал в Византии, на богослужении в храме Софии, Премудрости Божией. Они не могли передать своего впечатления словами, потому что духовное очень сложно выразить словом, – как апостол Павел говорил: «Око не видело, ухо не слышало, и на сердце не восходило человеку, что приготовил Бог любящим Его». «Не знаем, где мы были, на небе или на земле», – говорили послы, передавая опыт встречи с Богом на православном богослужении.

Князь был этим поражен, но, будучи человеком еще по-язычески гордым и приняв решение стать христианином, он идет походом на Корсунь, греческий город, окружает его, завладевает им и убеждает греческих царей выдать за него княгиню Анну. Но те ставят ему условие: мы же не можем выдать свою дочь за язычника, тебе нужно стать православным. Перед Крещением Владимир слепнет и, окунаясь в воды купели, прозревает не только телесно – прозревает душевно. Его душа, соединяясь с Духом Святым Божиим, обретает чистоту и решительное желание изменить жизнь – свою, близких и Отечества.

И возвращается в Киев Владимир иным человеком. Он выбирает курс, как показала дальнейшая история, абсолютно верный. Принимает твердое решение и объявляет об этом всем своим подданным: «Кто мне друг – приходи на Днепр креститься». Решение, оказавшееся судьбоносным для нашего Отечества. Ибо и под саблями половецкими, и под темной татарской ордою, под пулями злыми немецкими Русь всегда оставалась Святою. И все победы русские были обусловлены тем духом, который благодаря Православию укоренился в нашем народе.

Нам передано это удивительное сокровище. А когда много дано, много и спросится. Хочется пожелать всем нам свято хранить и умножать тот дар, который Господь вверил нашему народу, о котором наш народ в свое время будет на Божием Суде спрошен. Нужно передать веру и нашим детям, и нашим внукам, и нашим прапраправнукам, чтобы много веков стояло государство Российское и приносило великий плод святости в Небесную сокровищницу.

________________

Источник: Православная газета [Официальное издание Екатеринбургской епархии РПЦ]. – 2011. –№ 27 (636). – С. 7