Похвала Пресвятой Богородицы

 

М. Л. Красовицкая

Cуббота 5-ой седмицы Великого Поста имеет название субботы Акафиста, или Похвалы Пресвятой Богородицы. Относительно причин установления этого праздника нужно сказать, что они довольно сложные. В синаксаре этого дня отмечено, что празднование установлено в честь неоднократного избавления Константинополя от нашествий и арабов, и персов, и даже россов по молитвам Пресвятой Богородицы, Которая всегда считалась заступницей, особой покровительницей Константинополя. Однако, строение и содержание богослужения очень мало связано с какими бы то ни было военными победами, с празднованиями по этому поводу.

Очень много в содержании богослужения уделено Благовещению Пресвятой Богородицы, много текстов посвящено этому событию. Называется — суббота Акафиста, читается Акафист Божией Матери, основная тема которого — Благовещение Пресвятой Девы и Воплощение Сына Божия. Возможно, установление этой особой субботы связано с тем, что праздник Благовещения в древности переносился на воскресенье, а Похвала Богородицы являлась своего рода предпразднством. Но, конечно, заступничество Божией Матери и неоднократные чудесные избавления способствовали тому, что это празднование сохранялось и становилось все более торжественным.

Как же устроено богослужение этого дня? В пятницу вечером у нас на приходах совершается утреня субботы 5-ой седмицы Великого поста. На утрени поется «Бог Господь…» и затем запевается особенный тропарь этого дня: «Поведенное тайно прием в разуме, в крове Иосифове тщанием предста Безплотный, глаголя Неискусобрачней: Приклонивый схождением небеса, вмещается неизменно весь в Тя. Егоже и видя в ложеснах Твоих, приемша рабий зрак, ужасаюся звати Тебе: Радуйся, Невесто Неневестная».

Говорится о событии Благовещения Пресвятой Богородицы. Затем читается 16 кафизма, малая ектения, и после этого начинается чтение Акафиста. Он состоит из 24 строф (12 кондаков и 12 икосов). Акафист разделяется на 4 части. Начинается пением начального кондака – «Взбранной Воеводе победительная». Затем — 3 икоса и 3 кондака и снова поется «Взбранной Воеводе», и священнослужители уходят обратно в алтарь. Затем читается 17 кафизма, потом малая ектения. Снова отверзаются Царские Врата, священнослужители выходят на середину храма, опять поется «Взбранной Воеводе» и 3 кондака и 3 икоса. Затем снова – начальный кондак, и священнослужители уходят в алтарь. После третьей песни канона точно такой же выход, и после 6-ой песни канона – четвертая четверть Акафиста в обрамлении «Взбранной Воеводе». После чтения канона следует праздничное окончание утрени.

_______________

Источник: М. Л. Красовицкая. Литургика.