4 декабря – Введение во храм Пресвятой Богородицы

 

Введение.jpgСегодняшний праздник посвящен воспоминанию одного из важнейших событий священной истории. Согласно христианскому преданию, Дева Мария в возрасте трех лет была приведена своими родителями, праведными Иоакимом и Анной, в Иерусалимский Храм. Так они исполнили данный ими обет – посвятить дочь служению Богу. С этого дня Мария жила при Храме, проводя время в молитве и изучении Писания. Таким образом Она готовилась к исполнению великой миссии – стать Матерью Спасителя мира.

Пресвятая Дева вводится в Иерусалимский Храм, в те времена – единственное место на планете, где можно было совершать богослужение Единому Богу. Но вскоре воплотился на земле Сын Божий, и на смену Ветхому Завету пришел Новый, установленный Христом. А это древнее Святилище было разрушено в 70 г. н.э. войсками Римской империи. Сам Христос пророчествовал об этом (Мф. 24:2), а в беседе с самарянкой Он сказал удивительные слова: наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете покланяться Отцу.… Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине…(Ин. 4). Что значит поклоняться Богу в духе и истине? Это значит верить, что Бог везде присутствует и на всяком месте видит и слышит молящихся Ему, а не только в каком-то определенном месте, например, на какой-либо святой горе или только в храме. При этом и апостол Павел писал, что мы, люди, сами являемся храмами Бога (1 Кор. 3: 16–17). Если так, то почему же мы, христиане, призванные быть людьми Нового Завета, продолжаем возводить и украшать священные здания, посещаем их?


Протоиерей Андрей Ткачев

«… Народ рассеян, храм разрушен, закон неисполним, другой храм в другом месте строить запрещено. Что это, как не Божие указание на то, что времена закона прошли, наступило время всем народам войти в семью Божию, покаявшись и уверовав в Евангелие. Та слава, которая была в древности только у евреев, переходит независтно теперь ко всем уверовавшим от всего сердца в Бога и Сына Его Иисуса Христа. К иным племенам переходит духовная зрячесть, нравственная чистота, пророческое вдохновение, молитвенный подвиг, сокровища духовных книг. Слава древнего единственного храма переходит тоже к тысячам новых святилищ, в которых воспевается распятый и воскресший Мессия.

Прежде бывший сердцем избранного народа единственный храм теперь, после разрушения последнего, дробится и тысячекратно умножается, становясь сердцем каждого христианского села и каждого христианского города. В этих храмах проповедуется новое учение, согласно которому сам человек должен быть храмом. «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы» (1 Кор. 3: 16–17). Откуда эта новизна? Откуда этот неожиданный взгляд на человека, который должен стать богоносцем и живым храмом? Ведь небеса, как прежде, бессильны вместить Бога, и храм не претендует на это. Откуда у человека возникла претензия на то, что недоступно космосу и рукотворным святилищам?

Христос дал это новое учение. Во время земной жизни, ведя Себя со властью в Доме Отца, он сказал: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (Ин. 2: 19). Иудеи не могли понять Его, и в этих словах им слышалась насмешка или дерзкий вызов. «А Он говорил о храме тела Своего» (Ин. 2: 21).

Литургия 2016 8Истинный храм – это тело Христово, разрушенное страданиями и распятием, восставшее из мертвых в третий день. Христос не просто обрадовал учеников Своим воскресением. Он дал им есть и пить Свои тело и кровь, говоря: «Ядущий Меня жить будет Мною» (Ин. 6: 57). Вот откуда это новое учение. Христос воскрес, и тело Его есть восстановленный истинный храм. Христос дает верующим причаститься Себя в Евхаристии, и причастники в свою очередь тоже становятся храмами. А те каменные и деревянные, богато украшенные и смиренные храмы, которые во множестве воздвигли христиане, главным образом служат для принесения Евхаристии – для таинства тела и крови.

Наши храмы – это не синагоги, то есть не места собраний, в которых читается закон, поются псалмы и произносятся проповеди. Наши храмы – это, в первую очередь, места для единения с Христом через причастие. И в этом качестве они будут необходимы до второго пришествия, поскольку сама литургия будет совершаться, «доколе Он придет» (1 Кор. 11: 26).

Там, где нет евхаристического понимания природы Церкви, там, где месту собраний усваивается тот же смысл, что и синагоге: петь, читать и проповедовать, – там подбираются цитаты для отказа от храма. Там спешат изобразить дело так, будто Царство уже наступило, смерти нет, все слезы вытерты, и ворота в наши города сделаны из цельных жемчужин. Но это лживая поспешность, плод намеренной экзальтации. На самом деле странствие продолжается, и цель еще не достигнута. Мы все еще спасены в надежде и «ходим верою, а не видением» (2 Кор. 5: 7). <…>

Странствие продолжается. Народ по-прежнему питается манной. И именно ради пропитания, ради небесного хлеба, нам нужны храмы, реставрированные старые и новопостроенные. В них, благодаря причащению, покаянию и молитве, люди должны сами превращаться в живые храмы, по словам Павла. Или, как вторит ему Петр, в живые камни, «священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1 Пет. 2: 5)».

Фото Свято-Андреевского храма г. Уфы