4 ноября – празднование в честь Казанской иконы Божией Матери

 

Казанская икона 3Осенний праздник в честь Казанской иконы установлен в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия польских интервентов в 1612 году. В то время войска иноземцев глумились над православной верой, грабили и жгли храмы, города и села. Им удалось обманным путем овладеть Москвой. По призыву Патриарха Ермогена русский народ встал на защиту родины. В народное ополчение, собранное Кузьмой Мининым и возглавляемое князем Дмитрием Пожарским, был прислан из Казани чудотворный образ Божией Матери. Осознавая, что бедствие попущено за грехи, народ наложил на себя трехдневный пост и обратился с молитвой к Господу и Пречистой Деве. Благодаря заступничеству Богородицы наше государство было избавлено от погибели: русские войска освободили столицу от захватчиков, и это послужило началом конца Смутного времени.

В кондаке праздника говорится: Прибегнем, люди, к тихому сему и доброму пристанищу, скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы; поспешим на молитву и подвигнемся на покаяние…

Этот день вновь напоминает нам о непреложном законе духовной жизни: грех – пленение, покаяние – освобождение. Данный закон действует не только в отношении каждого конкретного человека. Так происходит и в жизни и судьбе народов, государств и всего мира.

По словам святителя Димитрия Ростовского, «милосердствует Матерь Божия и грешникам, но тем, которые, если иногда и падают [согрешают] по немощи человеческой, но однако вскоре покаянием встают и прибегают к Богу и к Божией Матери со слезами и теплыми молитвами. Помогает Матерь Божия грешникам, но каким грешникам? Тем, которые стараются исправить свою жизнь и, уклоняясь от зла, начинают творить добрые дела. Избавляет Матерь Божия от великих бед и зол не только праведников, но и грешных, но каких грешных? Тех, которые возвращаются к Отцу Небесному, как блудный сын, вздыхают, ударяя в грудь свою, как мытарь, плачут у ног Христовых, как грешница, омывают ноги Его слезами, исповедание Ему приносят, как на кресте разбойник. На таковых грешников Пречистая Божия Матерь свыше призирает и спешит на помощь им, и от великих зол и бед избавляет их…»