Что такое таинство

 

Таинства – это особые, установленные Самим Иисусом Христом и Его апостолами священнодействия, в которых под видимым обрядом подается верующим невидимая благодать Святого Духа.

В широком смысле слова все совершаемое в Церкви является Таинством. Как писал сербский богослов св. Иустин (Пóпович), «все в Церкви есть святое таинство. Всякое священнодействие есть святое таинство. – И даже самое незначительное? – Да, каждое из них глубоко и спасительно, как и сама тайна Церкви, ибо и самое «незначительное» священнодействие в Богочеловеческом организме Церкви находится в органической, живой связи со всей тайной Церкви и самим Богочеловеком Господом Иисусом Христом».

Между тем, в православном богословии обычно выделяется семь главных таинств: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние (исповедь), Елеосвящение (соборование), Венчание, Священство.

Непосредственно в Евангелии упоминается о трех из них – о Крещении, Причащении и Покаянии. Указания о божественном происхождении других таинств можно найти в книге Деяний, в апостольских Посланиях, а также в творениях мужей апостольских и учителей Церкви первых веков христианства (св. Иустин Мученик, св. Ириней Лионский, Климент Александрийский, Ориген, Тертуллиан, св. Киприан и др.).

Пока мы на земле, мы нуждаемся в видимых знаках Божьего присутствия. Поэтому в каждом таинстве есть видимая сторона, включающая в себя слова и действия участников (чинопоследование) и «вещество» таинства (вода в Крещении, хлеб и вино в Евхаристии). Невидимая сторона таинств – духовное преображение и возрождение человека Божественной благодатью, ради чего и совершается все чинопоследование.

Благодатная жизнь христианина начинается через новое, духовное, рождение – Крещение.

Сразу после Крещения совершается второе таинство – Миропомазание, в котором верующему, при помазании святым миром частей тела, дается личный дар Святого Духа для творения добрых дел.

Вершиной всех таинств является Причащение (Евхаристия), когда под видом хлеба и вина православный принимает Тело и Кровь Господа Иисуса Христа для уничтожения греха и для жизни вечной.

Если человек согрешит после Крещения, то преступления прощаются ему через священника на таинстве Покаяния (или Исповеди).

В случае болезни христианин прибегает к таинству Елеосвящения (или Соборования), когда при помазании тела елеем (маслом) больному даруется благодать Божия, исцеляющая душевные и телесные немощи.

В таинстве Венчания супругам подается благодать, освящающая их брачный союз (по образу духовного союза Христа с Церковью) и сообщающая им силу к взаимной любви, рождению и христианскому воспитанию детей.

И, наконец, в таинстве Священства христианину через возложение рук епископа (хиротóнию) дается благодать на служение Церкви.

Следует отметить, что церковные таинства, наряду с молитвой, постом, чтением Библии, творением добрых дел – это средства, помогающие нам в духовной жизни, в деле покаяния, благодаря которым привлекается благодать Божья. Но при этом таинства – самые великие средства. И очень важно правильно пользоваться ими.

Сами по себе таинства не спасают, это – не магия. Вера в то, что исполнение определенных культовых действий дает возможность достижения цели (например, получения здоровья, успеха и т.д.), является магической. Эта вера характеризуется тем, что достаточно правильно провести обряд, без ошибок прочитать молитву, заклинание и т.д., что-то сделать внешнее, соблюсти какие-то формы действия, – и тогда цель будет достигнута. При этом неважно духовное состояние того, над кем, с кем это делается, кто это делает. А важно все сделать так, как положено.

Однако между языческими мистериями, магическими обрядами, с одной стороны, и христианскими таинствами, с другой, существует принципиальная разница. Христианство смотрит на таинства совершенно иначе. Оно полностью обусловливает возможность действия таинства на человека его духовным состоянием.

Христианская вера говорит, что можно принять таинство с большой пользой, когда духовное состояние человека позволяет – и действительно Дух Божий входит в эту душу, и человек, например, действительно причастится «во исцеление души и тела». Если духовное состояние человека противоположное, не направлено в сторону Бога – он может причаститься себе в суд, в осуждение. Бог не может спасти человека без веры, воли и сознания самого человека. Благодать дается нам, чтобы усилить наши собственные действия, направленные на покаяние, на спасение души.

Таинства Христовой Церкви – это сильнодействующие духовные лекарства. Они, подобно материальным сильнодействующим лекарственным средствам, требуют строгого исполнения условий, при которых только они могут быть полезными, целительными для человека. При неправильном употреблении их они могут обратиться во вред человеку, а не во спасение. В случае телесной болезни, перед тем как принимать серьезные препараты, мы внимательно изучаем инструкцию, соблюдаем дозировку, совместимость с другими веществами и т.д. В отношении к таинствам – величайшим духовным лекарствам – должно быть то же самое. Это касается любых церковных таинств: и Крещения, и Причащения, и Исповеди, и всех остальных.

Так, святые отцы предупреждают нас. Свт. Иоанн Златоуст говорит: «Ни крещение, ни отпущение грехов, ни ведение, ни приобщение тайн, ни священная трапеза, ни сподобление тела, ни приобщение крови, и ничто другое не может принести нам никакой пользы, если мы не станем вести жизнь честную, строгую и чуждую всякого греха». Как утверждает свт. Феофан Затворник, «вся благодать, идущая от Бога через святой Крест, святые иконы, святую воду <…> и др., включая Святейшее Причастие Тела и Крови Христовых, – имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан (без добродетелей)». По словам св. Иустина (Пóповича), «благодать, преподаваемая падшему человеку чрез Иисуса Христа, не действует механически, не дает освящения и спасения немедленно, в одно мгновение, но постепенно проникает во все психофизические силы человека, соразмерно его личному подвигу в новой жизни».

______________

Литература:

  1. Священник Даниил Сысоев. Лекции по Закону Божию. Введение в Православное христианство. М., 2012.
  2. Справочник православного человека. Часть 2. Таинства Православной Церкви. М., 2007.
  3. Лекции профессора МПДА  А. И. Осипова.

 

Комментирование запрещено