Освящение верб

 

Архиепископ Аверкий (Таушев)

В неделю шестую Великого поста, называемую НЕДЕЛЕЮ ВАИЙ, празднуется ВХОД ГОСПОДЕНЬ ВО ИЕРУСАЛИМ – царственное шествие Господа нашего и Спасителя на страдания и крестную смерть, «нас ради человек и нашего ради спасения». Пред Господом, как перед царем-победителем несли пальмовые ветви. От этих ветвей, по церковно-славянски – «ваий», самый праздник получил наименование Недели ваий.

Всенощное бдение накануне праздника совершается обычным чином. Особенностью является освящение ваий, у нас – верб, как растения, прежде других дающего почку. Сразу после прочтения Евангелия читается 50-ый псалом, во время чего священник крестообразно со всех сторон кадит приготовленные среди храма «вайя». Затем, по возгласе диакона «Господу помолимся», священник читает особую молитву на благословение ваий и кропит их святой водой. Таким образом, Церковь дает войти празднику во все наше существо – через зрение, слух, обоняние (когда мы чувствуем благоухание кадильного дыма) и даже осязание (держим в руках веточки верб). Все наши телесные чувства, открытые для восприятия этой высшей, духовной реальности, помогают нам приблизиться к ней. Подобно жителям Иерусалима, встречавшим Христа с ветвями пальмы в руках, мы стоим на праздничном богослужении с ветками вербы и зажженными свечами, духовно встречая нашего Спасителя как Царя Славы, добровольно грядущего на страдания ради искупления человечества от грехов.

Старые ветки вербы, хранящиеся в доме с прошлого года, необходимо сжечь. Новые освященные веточки принято ставить в красный угол рядом с иконами.

__________________

Литература: Архиепископ Аверкий (Таушев). Литургика