Слово на евангельский рассказ о Закхее (Евангелие от Луки, гл. 19, ст. 1–10)

 

Троицкий собор г. Подольска

«… Мы слышали, как Христос пришел в город Иерихон. В этом городе жил человек, которого звали Закхей, он был начальником мытарей, то есть начальником налоговой полиции, если сказать по-современному. Он собирал налоги. Его не любили, не только за то, что он налоги собирал, но и за то, что он служил римским властям, – ведь налоги собирались в пользу римлян, которые были чужеземцами и которые оккупировали народ Божий. И вот Иисус Христос, пришедший в город Иерихон, оказался в гостях у этого Закхея. Почему? Как Он к нему пришел?

А дело в том, что Закхей совершил необычный поступок. Он так хотел увидеть Иисуса Христа, а роста он был маленького, и толпы людей заслоняли от него Христа, и он из-за их спин не мог Его увидеть. И что он тогда делает? Он бежит вперед, по направлению шествия Иисуса Христа, и залазит на дерево, чтобы увидеть Его (см. Лк. 19, 3–4).

Подумайте сами: почтенный человек, начальник городской налоговой полиции, залазит на дерево, как маленький мальчишка, и ради чего? Ради того, чтобы увидеть Иисуса Христа. Причем ему уже не страшно, что будут смеяться над ним люди, он уже не боится их осуждения, он имеет одно-единственное желание – увидеть Иисуса Христа.

Дорогие братья и сестры! Это духовный образ для нас с вами. Чтобы Христос пришел к нам, чтобы Он был в нашей жизни, нам необходимо огромное внутреннее желание Его увидеть. И это желание наше должно выражаться в каких-то действиях. Что сделал этот человек? Он влез на дерево. На какое дерево может влезть наша с вами душа, чтобы увидеть? Такое дерево насаждено, и оно существует. Сие древо – Святая Церковь Христова. Живя жизнью Церкви, подымаясь по древу церковному, или, как сейчас говорят, воцерковляясь, то есть все более и более следуя тем установлениям, которые дает нам Святая Церковь, мы в это время духовно поднимаемся, с тем чтобы увидеть Иисуса Христа. Без этого будут заслонять нам спины чужие лик Иисуса Христа. Это спины повседневной нашей суеты, нашей расслабленности, неумения сосредоточиться, когда второстепенное нам почему-то кажется главным и важным, – все это заслоняет от нас лик Христов. Только живя жизнью церковной, мы можем подняться над обыденностью и суетой и увидеть Иисуса Христа.

Но увидеть – это мало. Иисус Христос говорит Закхею: «Я хочу быть у тебя в доме» (см. Лк. 19, 5). Иисус Христос почувствовал, как Закхей желал увидеть Его, и Он приходит к нему в дом. В чей дом? В дом несомненного грешника, человека, который, находясь на должности, и взятки брал, и людей притеснял. Он явный был грешник, люди знали об этом и недоумевали между собой, зачем это Христос пришел в дом такого закоренелого грешника. А Христос пришел к нему в дом, чтобы его спасти.

Вот так и с нами: если мы будем иметь стремление к Иисусу Христу, Христос придет и в дом нашей души, для того чтобы нас с вами спасти. И тогда с нами должно произойти то, что произошло с Закхеем. В ответ на милость и любовь Иисуса Христа, осознавая свои грехи, Закхей встает перед всеми и говорит: «Господи! Я сегодня пол своего имения раздам нищим, а если я кого чем обидел, тому возмещу вчетверо». И тут Господь говорит: «Вот спасение пришло этому дому, и этот человек стал сыном Авраама» (см. Лк. 19, 8–9). Значит, чтобы нам с вами жить со Христом, в ответ на Его любовь к нам и на Его милость к нам, что Он приходит к нам, грешникам, и нас благословляет и освящает, нам надо исправить свои греховные поступки конкретными делами. Тем, кому мы причинили обиду, надо исправить эту обиду, с кем мы находились во вражде, надо примириться, о ком думали плохо, тому надо научиться помогать и думать о нем, что он достоин такого же спасения, как и я. То есть покаяние наше, учит сегодняшнее Евангелие, должно проявляться в конкретных делах, особенно в делах милосердия.

Итак, почему же Святая Церковь именно это Евангелие предлагает услышать перед тем, как мы начнем готовиться к Святому и Великому посту? Потому что оно показывает нам путь духовного роста и конкретного исправления своих грехов деятельными поступками. То есть именно этим мы с вами и будем заниматься в Святом и Великом посту, вновь и вновь учась молиться ко Господу нашему, вновь и вновь стремясь к покаянию и очищению своей души, вновь и вновь делами показывая плоды своего покаяния.

Да укрепит нас Господь в желании исправить свою жизнь. Да поможет нам Господь, подобно Закхею, совершать дела милосердия и вместо дел зла творить дела добра. Аминь»

___________

Источник: http://www.podolsk-sobor.ru/content/o-zakhee

2 февраля 2014 года