Страстная седмица

 

Последняя неделя перед Пасхой называется Страстной, ибо в это время Церковь вспоминает спасительные страдания (слав. «страсти») Иисуса Христа. Каждый из дней этой недели называется Великим — из-за величия тех дел Бога, которые совершались в них.

Великий Понедельник посвящен воспоминанию истории Иосифа Прекрасного, сына праотца евреев Иакова. Он из зависти был продан братьями в Египет, где Бог поставил его правителем и через него сохранил от голода израильтян. Иосиф — прообраз страдающего Христа, преданного Cвоим учеником и явившего славу Свою через Воскресение.

Великий Вторник напоминает нам притчу о десяти девах (Мф. 25) и о Судном Дне.

Великая Среда посвящена воспоминанию предательства Иуды и милостивому подвигу женщины, помазавшей ноги Иисуса миром. Перед Литургией в этот день, как и перед началом поста, совершается чин прощения.

Наступает Великий Четверг, день Тайной Вечери, когда Христос установил Таинство Причащения. Накануне вечером служится утреня, на которой, после пения тропаря дня, напоминающего о предательстве Иуды, читается Евангелие о событиях этого святого дня. На первом часе читается пророчество Иеремии о страданиях Спасителя (Иер. 20). Утром совершается главная Литургия всего церковного года. В воспоминание о Тайной Вечере она соединяется с вечерней. В кафедральных соборах также совершается чин омовения ног и освящения мира для Таинства Миропомазания.

В Великий Четверг вечером в храмах совершается служба Святых Страстей Христовых. Читаются двенадцать евангельских отрывков, повествующих о страданиях Господа (Ин. 13, 31 — 18, 1; Ин. 18, 1–28; Мф. 26, 57–75; Ин. 16, 28 — 19, 16; Мф. 27, 3–32; Мк. 15, 16–32; Мф. 27, 33–54; Лк. 23, 32–55; Ин. 19, 25–37; Мк. 15, 43–47; Ин. 19, 38–42; Мф. 27, 62–68).

Великая Пятница. Утром в Страстную Пятницу Литургия не совершается, так как Сам Христос в этот день принес Себя в жертву на Голгофском Кресте. Вместо нее служатся главные часы церковного года, называемые царскими, потому что прежде на них всегда присутствовал император. На них читаются избранные псалмы, предсказывающие Распятие, пророчества о смерти Господа, слова апостольских посланий, показывающие смысл искупительной Жертвы, и евангельское повествование, сообщающее о событиях Страстей в то самое время, когда они происходили.

Днем в Страстную Пятницу, в то время, когда Господь умер, во всех храмах совершается великая вечерня. Вершиной вечерни является составное повествование о Смерти Христа, собранное из четырех Евангелий. Но после пения вечернего гимна «Сподоби, Господи» наступает уже другой день, и сквозь скорбь Страстей начинает пробиваться сияние победы над смертью. Ад не может удержать Божественную душу Спасителя — об этом поют стихиры на стиховне. Но на земле скорбь переполняет учеников, и мы вместе с Иосифом Аримафейским участвуем в снятии с Креста Тела Господа. Во время пения стихиры «Тебе, одеющегося светом, яко ризою, снем Иосиф с древа» настоятель в полном облачении выносит из алтаря прежде лежавшую на престоле, как на Кресте, Плащаницу (образ умершего Господа). Она полагается в центре храма, и к ней прикладываются христиане, плача вместе с Богоматерью над Ее умершим Сыном.

Наступает Великая Суббота, когда Господь, плотью почивая во гробе, разрушил адские темницы и вывел пленников на свободу. Утреня этого дня по Уставу совершается глубокой ночью, а на практике — вечером в пятницу. Христиане с зажженными свечами молятся над Телом умершего Христа, воспевая припевы к 118-му псалму. После пения этого псалма Церковь уже начинает петь воскресные гимны «Ангельский собор удивися». Сияние Пасхи уже светит сквозь могильную тьму. Поется трогательный канон, прославляющий великий покой Христа и возвещающий гибель ада. После великого славословия при пении Трисвятого священнослужители обносят Плащаницу вокруг храма, вспоминая погребение Христово.

Великая пятница 2015 6.jpg

Литургия Великой Субботы (святителя Василия Великого) соединяется с вечерней и потому уже относится к Пасхе. На этой службе все чтения совершаются перед плащаницей. Поются стихиры о гибели власти смерти и торжестве воскресшего Спасителя. После входа с евангелием читаются пятнадцать ветхозаветных пророчеств о всемирном перевороте и нашем освобождении (Быт. 1, 1–13; Ис. 60, 1–16; Исх. 12, 1–11; Иона; Нав. 5, 10–15; Исх. 13, 20–15, 19; Соф. 3, 8–15; 3 Цар. 17, 8–23; Ис. 61, 1–62, 5; Быт. 21, 1–18; Ис. 61, 1–9; 4Цар. 4, 8–37; Ис. 63, 11–64, 5; Иер. 31, 31–34; Дан. 3, 1–88).

____________

Составлено по книге: Священник Даниил Сысоев. Лекции по Закону Божию. Введение в Православное христианство. – М., 2012. – С. 126–129. (Рекомендовано к публикации Издательским Советом РПЦ)

Фото Свято-Андреевского храма г. Уфы