Смирение и гордыня

 

Епископ Александр (Милеант).

Нищета, которая обогащает. О добродетели смирения

Сущность смирения

Согласно Священному Писанию смирение — это фундаментальная добродетель, без которой невозможно преуспеть ни в чем добром. С призыва к смирению Господь Иисус Христос начал Свою Нагорную Проповедь, говоря: «Блаженны нищие духом, потому что их есть Царство Небесное» (Мат. 5:3). Как обыкновенные нищие чувствуют себя нуждающимися во всем, так и нищий духовно сознает себя несовершенным и нуждающимся в Божией помощи. Это сознание, в свою очередь, привлекает к человеку Божье благоволение, которое обогащает его во всем.

К сожалению многие «светские» люди недооценивают и презирают добродетель смирения. Они думают, что, проповедуя смирение, христианство принижает человеческую личность и уничтожает в людях чувство собственного достоинства. Смирение, говорят они, лишает человека жизненной активности, подавляет инициативу и воспитывает в нем психологию рабского угодничества. Такое ошибочное понимание смирения вытекает из духовного невежества.

Сущность смирения прекрасно раскрывается в ряде Евангельских рассказов. Начнем с примера исцеления слуги римского сотника. В одно из посещений Капернаума, к Иисусу Христу подошел римский сотник, по нашему офицер, с просьбой: «Господи! Слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает». Не отказывая никому в просьбе, Спаситель обещал, что он придет к нему домой и исцелит его слугу. Каждый верующий человек обрадовался бы такому обещанию, но сотник реагирует совершенно необычно: «Господи! Я не достоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой!» Глубокая вера и смирение сотника тронули Господа, так что Он не только мгновенно исцелил его слугу, но и поставил его в пример другим, говоря: «И в Израиле Я не нашел такой веры!» (Мат. 8:6-13).

Слыша о многочисленных исцелениях, совершенных Спасителем, сотник глубоко проникся верой в Его всемогущую силу. Нисколько не унижая своего достоинства, он одновременно сознавал, что недостоин требовать к себе особого внимания, тем более, что он — язычник и чужестранец. При этом сотник вспомнил, что если он, будучи обычным человеком, когда приказывает своим подчиненным, те беспрекословно повинуются ему, — то тем более всё подвластно воле Божьего посланника.

Признание, с одной стороны, Божественного всемогущества, а с другой, своей недостаточности, являются основой того настроения, которое называется смирением.

Когда человек своей глубокой верой прикасается к безконечной мощи Творца, он не может не ощущать своей малости и немощи — он видит себя ничтожной букашкой у берега безбрежного океана. Поэтому в общении с Богом смирение — это самое естественное чувство. Тщеславиться и гордиться может только тот, кто далек от Бога и сравнивает себя с такими же ничтожными существами, как и он сам.

Крепкая вера, по слову Спасителя, может и горы переставлять (Мат. 17:20) — не потому, что эта уверенность сама по себе обладает какой-то сверхъестественной силой, как учат некоторые сектанты, а потому, что она привлекает силу Божию — которая и творит невозможное. Вот почему все известные случаи крепкой, чудодейственной веры, одновременно являются и примерами глубоко смирения: женщина, страдавшая кровотечением (Мар. 5:25-28), мать-хананеянка (Мат. 15:22-28) и многие другие Евангельские случаи. Чем крепче у человека вера, тем он смиреннее; и, наоборот, гордец не способен глубоко верить, потому что он весь поглощен собой. Будучи духовно слабым, он поэтому неспокоен и пуглив, хотя всеми мерами старается это скрыть от других.

Как духовная, так отчасти и светская литература знает множество примеров великих и гениальных личностей. Многие весьма одаренные люди сознавали, что они далеко еще не достигли той меры совершенства или знаний, которых они могли бы достичь. Это сознание нисколько не делает их вялыми или унылыми, а, напротив, побуждает их и дальше работать над собой и совершенствоваться. Думать, что смирение убивает в человеке инициативу и делает его инертным или рабски настроенным, значит не понимать сущности христианства. Ведь отличительной особенностью христианства является то, что оно зовёт человека к совершенствованию путем восхождения от теперешнего, грехом поврежденного состояния к уподоблению Богу, как сказано: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мат. 5:48). Самодовольный гордец — очень жалок, потому что он настолько слеп, что даже не видит своего убожества (Апок. 3:17).

Чтобы не быть голословными в том утверждении, что подлинное величие всегда сочетается с чувством смирения, приведем несколько примеров. Великий пророк Моисей, обученный всей премудрости египетской, который одним движением посоха производил величайшие чудеса, который беседовал с Богом «лицом к лицу,» как человек беседует с другом своим, был в то же время, по свидетельству Библии, очень смиренным и кротким человеком (Числа 12:3). Царь Давид, сразивший великана Голиафа и проявлявший невероятное мужество в войнах, был также очень смиренным (Псалом 24). Пророк Иоанн Креститель, этот величайший пророк всех времен, который своей проповедью зажигал сердца тысяч людей, был тоже смиренным (Марк 1:7). Пресвятая Дева Мария, Которую христианство считает выше херувимов и серафимов, очень скромно думала о Себе, хотя и была Матерью Спасителя мира (Лук. 1:48).

Наконец, Господь Иисус Христос, Сын Божий, сошедший с Небес, слову Которого мгновенно повиновались и природа и потусторонние духи, Который возвращал к жизни умерших, является для всех и величайшим примером смирения. Кто может быть выше Творца всего видимого и невидимого, а Он был примером послушания своим земным «родителям,» повиновался гражданским властям, платил подати, кротко прощал своих врагов. Стараясь быть смиренными, мы подражаем нашему Спасителю, завещавшему нам: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мт. 11:29).

Старец Силуан писал: «Когда душа Духом Святым увидит Господа, какой Он кроткий и смиренный, тогда сама она смиряется. Это особое состояние, которое никто не может описать, потому что оно опытно познается только Духом Святым».

По словам преп. Аввы Дорофея существует два вида смирения: «Начальное смирение состоит в том, чтобы ближнего своего считать разумнее и лучше себя … Второй вид смирения состоит в том, чтобы свои достижения и преимущества приписывать Богу, а не себе — это есть совершенное смирение святых. Оно естественно рождается в душе от исполнения заповедей Божиих. Это, как ветки деревьев, когда на них висит много плодов, от тяжести их сгибаются вниз. Ветвь же, на которой нет плодов, тянется прямо вверх. Существуют деревья, которые не дают плодов, пока их ветви растут вверх; если же кто-нибудь, привесив камень к ветви, нагнет ее книзу, тогда она начинает приносить плоды. Так и душа, когда смиряется, тогда становится плодотворной, и чем более приносит плодов добрых дел, тем более смиряется. Это мы видим на примере святых: чем более они приближались к Богу, тем более сознавали себя грешными и недостойными».

Итак, смирение это драгоценнейшая добродетель, без которой невозможно преуспеть ни в чем добром. Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что «если гордыня некоторых из ангелов превратила в бесов, то, без сомнения, смирение может и из бесов сделать ангелов. Итак, да дерзают грешники, уповая на Бога!»

«Черная дыра» гордыни

Гордыне — этой ужаснейшей духовной болезни — предшествует целая вереница сродных заболеваний, среди них: самолюбие, тщеславие, высокомерие, надменность, чванство, лицемерие, похвальба… Все они являются результатом одного основного духовного отклонения: нездоровой «обращенности к себе».

В процессе развития, гордыне всегда предшествует тщеславие. Различие между тщеславием и гордыней такое, как между отроком и зрелым мужчиной. Святые отцы называют гордыню «безумной» потому, что болеющий ею, говорит и делает массу глупостей — при полной уверенности в своей правоте и мудрости. Гордыню еще можно уподобить галлюцинации и слепоте.

О пагубности этой ужасной болезни свидетельствует сам родоначальник и «отец» её — дьявол, который из светлого Денницы превратился в свирепого дракона (Быт. 3:1; Апок. 12:3-9). Сколько раз в истории человечества, он, в своей безумной борьбе с Богом, терпел поражения; сколько раз воплотившийся Сын Божий обнаруживал его бессилие (Мат. 12:29, Мат. 8:31). Даже в самом его «подземном» царстве (аду) Сын Божий, сойдя туда, поразил гордого Сатану, связав его и отняв у него всякую власть над людьми (Апок. 20:2-3). Силой креста Христова даже малые дети прогоняют этого гордеца, а тот никак не хочет признать, что борьба с Творцом — бесполезна. «Кумушка, перестань срамиться!» — советовал дедушка Крылов моське, лающей на слона. Ведь, как некогда мудрейший среди ангелов, он должен понять, что Бог -всемогущ, а он — ничтожен; что своими злодеяниями он все глубже увлекает себя на дно геенны огненной. С другой стороны, видя милосердие Божие к даже самым великим грешникам, он еще может покаяться и примириться со своим Создателем. Но нет! — злобствует демон: «Унизить себя и признать себя побежденным — никогда! Пусть погибну я на веки вечные, но не уступлю! И хоть совсем мало мне осталось времени, а всё же успею еще кое-кого погубить вместе с собой…» Такова «логика» этого гордеца среди гордецов: по всем меркам — небесным или земным — она безумна! Только созидать трудно, а разрушить может каждый.

Единственно, в чем действительно гениален он — это в обмане: он лжет, клевещет, изворачивается, притворяется, путает и дурачит наивных без устали. И тысячу раз несчастны те, которые ему верят!

Вот, что пишет преподобный Антоний Великий на эту тему. «Дьявол, за свою гордость ниспав с небесного чина, всеми силами старается увлечь в падение и всех… тем же путем, каким и сам ниспал, т.е. через гордыню и любовь к суетной славе… Многие истинно великие подвижники понесли труды добродетельной жизни, но по неразумию погубили себя. Это же может произойти и с вами, если например, охладев в подвиге, вы будете думать, что обладаете добродетелями. Ибо вот вы уже и ниспали в эту дьявольскую болезнь (самомнение), думая, что близки к Богу и пребываете в свете, тогда как на самом деле еще находитесь во тьме. Что побудило Господа нашего Иисуса Христа снять Свои одежды, препоясаться полотенцем и умыть ноги тех, которые ниже Его, если не то, чтобы научить нас смирению? Да, — смирение Он тогда показал Своим примером».

Как заболевает человек гордыней?

Человек естественно любит добро. Примеры добродетели, случаи проявления любви во всех вызывают одобрение. Ребенку приятно, когда отец похвалит его за успех, и усерднее старается делать то, что правильно. Поощрение всегда было важным воспитательным средством. Однако, как многое в нашей испорченной природе уклоняется от намеченного Творцом назначения, так и жажда похвал ради похвал может свернуть нас с правильного пути. Добиваясь похвал, человек может предпринимать великие дела — не ради самих добрых дел, а, как говорится «для экспорта,» то есть ради того впечатления, которое они производят на людей. Такое настроение ведет к лицемерию и ханжеству. Чувство, которое толкает человека казаться лучше, чем он есть на самом деле, называется тщеславием.

«Всем без различия сияет солнце, а тщеславие радуется о всех добродетелях, — пишет преп. Иоанн Лествичник, — и чем больше у нас успехов, тем больше пищи для тщеславия. Я тщеславлюсь, когда пощусь; если же для утаения подвига моего, скрываю свой пост — то тщеславлюсь о своем благоразумии. Когда я одеваюсь красиво, тщеславлюсь своей внешностью, если же одеваю бедную одежду, то тщеславлюсь еще больше своим мнимым смирением. Начну ли говорить — тщеславлюсь; соблюдаю ли молчание — опять ему же предаюсь. Как эту колючку ни брось, она всегда падает одним из своих концов, обращенным вверх».

Согласно преп. Иоанну Кассиану Римлянину «существуют два вида гордости: первый тот, который поражает людей высокой духовной жизни, а другой одолевает новоначальных и плотских. И хотя оба эти рода гордости производят пагубное возношение перед Богом и перед людьми, однако же первый род прямо восстает против Бога, а второй собственно касается людей».

Кроме того, как утверждают святые отцы, всякий произвольно согрешающий — не смиренен, потому что он свою волю ставит выше воли Божией.

Как уже было сказано, гордыня зарождается из самоуверенности с непомерным превозношением всем тем, что «мое» и отвержением всего того, что «не мое». Она — источник лжи и лицемерия, раздражения, вражды, гнева, жестокости и множества преступлений. Гордость — это отказ от Божией помощи, хотя именно гордый имеет особую нужду в Спасителе, потому что его духовную болезнь никто не может излечить, кроме особого Божьего вмешательства.

Проследим подробнее симптомы и путь развития этой болезни … Когда тщеславный человек принимает участие в каком-либо мероприятии, он всегда старается показывать свое превосходство.

Счастье человеку, склонному к тщеславию, когда какие-либо внешние причины заставят его с себя переключиться на других — на свою невесту или семью, если начнут обременять его жизненные невзгоды. Или контакт с духовно настроенными людьми повлечет его по религиозному пути, и он, привлеченный красотой добродетелей, увидит свою духовную нищету и возжелает благодатной помощи. Но если этого не случится, то тщеславие его будет развиваться и дальше.

Тщеславие породит в нем страсть поучать и повелевать. Он посягает на чужую волю, распоряжается чужим вниманием, временем, силами, становится напористым, неуступчивым. Свое дело — важно, чужое — пустяки. Он берется за все, вмешивается в работу других. В то же время он нередко является «душой общества,» весельчак, увлекательный рассказчик, остроумный шутник.

Преп. Иоанн Кассиан Римлянин, приводит следующие признаки гордыни: «При разговоре — крикливость, в молчании — досадливость, при веселости — громкий смех, в печали — излишняя пасмурность, при ответе колкость, в серьезной беседе легкомыслие, потому что слова произносятся не обдуманно и без участия сердца. Плотская гордость не знакома с терпением, чужда любви, смела в нанесении оскорблений, малодушна в перенесении обид, тяжела на послушание, если не предваряет его собственная воля и желание; на увещания непреклонна, к отречению от прихотей неспособна, в подчинении другим крайне упорна, всегда стремится настоять на своем решении, не согласна уступить другому. Таким образом, сделавшись неспособной принимать спасительные советы, плотская гордость более верит своему мнению, чем советам опытных старцев».

Постепенно настроение тщеславного человека портится. Озабоченный всем, кроме своего внутреннего исправления, он не замечает своих недостатков, или находит причины, чтобы оправдать себя. Свои же знания, опыт и способности он сильно преувеличивает. Жаждет признания своего превосходства, болезненно реагирует на всякое несогласие с собой и критику. В дискуссиях, всякое самостоятельное мнение он принимает за вызов себе. В своей агрессивности он, естественно, встречает противодействие и отпор; растет раздражительность и упрямство; он убежден, что другие из зависти мешают ему. Столкновения с людьми обостряются, тщеславный все больше замыкается в себя. Однако пока еще считается с высшими авторитетами и Богу повинуется.

На последних стадиях этой болезни душа его становится все темней и холодней, в ней поселяется презрение и злоба. Помрачается ум, различение добра и зла притупляется, так как оно заменяется различением «моего» и «не моего». Он все больше тяготится глупостью своих начальников, все труднее ему признавать авторитеты. Ему необходимо доказать свое превосходство. Поэтому он огорчается, когда другой человек оказывается правым. Любой посторонний успех он воспринимает как личную обиду.

Иногда эта сила самоутверждения оказывается направленной на материальное стяжание, карьеру, общественную и политическую деятельность, иногда, если есть талант — на творчество, и тут, благодаря своему напору, гордец может иметь некоторые победы. Но эти победы не приносят блага другим, а скорее раздор и разрушение.

Когда человеку кажется, что никто его не ценит, но что все его преследуют и хотят причинить ему зло, то это признак мании преследования. Мания преследования, как и мания величия — тяжелые духовные заболевания, порожденные тщеславием.

Наконец, на последней ступени, гордец разрывает с Богом. Если раньше он грешил по своей слабости, то теперь он находит оправдание свое страсти и объявляя грех законным для себя. Будучи искренне убежденным в своем превосходстве, он уверен, что свою жизнь он может устроить без посторонней помощи. Но в глубине его сердца воцаряется беспросветный мрак и чувство полного одиночества. Он провалился в «черную дыру”, из которой никто не может вырваться. Бог мог бы его из нее спасти, но гордец от Него отвернулся.

Гордыня религиозных людей

Когда гордыня поражает душу религиозного человека, то он дерзает ставить себя судьей веры и Церкви. «Этому я не верю, а это не признаю; это нахожу лишним, то ненужным, а вот это — странным или смешным…» Еще гордыня религиозных людей обнаруживает себя страстью обличать и поучать других. Зато наставления других гордец считает бесталанными и скучными повторениями.

Слушая про святых угодников Божиих, самодовольный сектант заявляет: «Для чего я буду молиться им? Ведь они такие же люди, как и все: достаточно обращаться к одному Богу». Забывает он, что Господь Иисус Христос много раз помогал людям, именно по молитве их родных и знакомых (Иоан. 4:46-53; Мт.15:21-28; Мр. 9:17-27; Мр. 2:2-12; Мт. 8:5-13; 1 Иоан. 5:14). Этим Он поощрял всех любить и заботиться друг о друге. Святые — это наши «старшие братья», которые у престола Божия ходатайствуют о нас (Апок. 5:8).

Гордыня религиозного человека еще обнаруживается в нечувствии своих грехов и в фарисейском самопревозношении. Интересно отметить, что она может принимать самые разнообразные и как бы противоположные формы, например:

В типе уставщика — знатока церковных законов, ревнителя традиций, борца за чистоту веры (книжник-фарисей),

В типе реформатора — новатора, врага «мракобесия и кликушества»,

В типе недуховного — карьериста (саддукей),

В типе лжестарца (лжепророк),

В типе самовлюбленного проповедника,

В типе подвижника, возомнившего о своей святости, или самозваного старца,

В типе навязчивого сектанта или самозваного «пророка».

Преп. Иоанн Кассиан так суммирует разрушительные действия гордыни: «Нет другой страсти, которая бы так опустошительно истребляла добродетели и лишала человека праведности, как гордость. Эта страсть, как некая зараза, поражает все существо смертельным расстройством и покушается низвергнуть в пагубу даже людей, достигающих верха добродетели. Прочие страсти имеют свои пределы и каждая из них ополчается преимущественно против одной из добродетелей. Так, например, чревоугодие нарушает строгость воздержания, похоть оскверняет чистоту, гнев прогоняет терпение. Так что побежденный одной какой-либо страстью не бывает вовсе чужд других добродетелей. Эта же страсть, когда овладеет душой, лишает человека защиты смирения, и тогда весь «город души» разрушает до основания. Сравняв и смешав с землей пороков высокие стены святости, она лишает душу всякого признака свободы. И чем более гордость пленяет одаренную душу, тем более подвергает ее игу своего рабства, обнажив ее от всего убранства добродетелей жесточайшим ограблением».

Как же бороться с гордыней и как избежать ее, когда она так легко прокрадывается в сердце? — Ответ вытекает из самого вопроса — смирением и послушанием. Послушание любимым людям, близким, объективной правде, всему доброму в нас и вне нас, послушание Закону Божию, послушание Церкви, ее уставам, ее заповедям, ее таинственным воздействиям.

К нашему счастью столько обстоятельств ежедневно убеждают нас в нашей несостоятельности и ограниченности, что настоящих причин гордиться — нет. Попади в наш организм, скажем, какой-то самый ничтожный вирус, и мы заболеваем и уже близки к смерти. Если мы какими-то дарованиями способнее людей, с которыми общаемся, то всегда есть люди, которые гораздо совершеннее нас в этих качествах. Преуспевая в чем-то одном, мы слабеем и отстаем в другом.

Плоды смирения

Смирение, будучи здоровым устроением души, ставит человека в правильные отношения по отношению к Богу, к самому себе и по отношению к ближним. Потому оно ведет к водворению мира между людьми, к благу и созиданию семьи и общества. Действительно:

  1. Смиренный сознает свои недостатки и погрешности, поэтому, вместо того, чтобы упорствовать в них, как это делают гордецы, он кается и старается стать лучше. В то же время, сознавая величие Божие, смиренный человек благоговеет перед Его волей и поэтому боится нарушать Его заповеди. Если бы все люди были смиренными, то мы жили бы в самом счастливом обществе, потому что не было бы ни грабителей, ни насильников, ни обманщиков, ни обидчиков… Словом, был бы рай на земле.
  1. Что ласковый и послушный ребенок по отношению к родителям, то смиренный человек по отношению к Небесному Отцу. Поэтому Бог любит смиренных и во всем помогает им, как Сам сказал: «Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных» (Ис. 57:15). А древний мудрец заметил, что много есть высоких и славных, но тайны открываются смиренным (Сир. 3:19-20). Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет (Псалом 33:19:).

Напротив, Бог отвращается от самонадеянных и заносчивых, как сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4:6). Если же Сам Всемогущий противится горделивому, то бесполезны все его усилия. Святые отцы гордыню уподобляют медной стене, которая вырастает между гордецом и Богом: она не пропускает ни света, ни благодати и никакой помощи свыше. Поэтому гордец — это несчастный среди несчастных.

  1. Смирение дает человеку правильное представление о его силах и возможностях. В то время, как самонадеянный часто берется за дело, превышающее его силы и потому терпит посрамление, смиренный, призывая Бога в помощь, получает от Него вразумление и укрепление и поэтому без лишнего шума и пафоса часто делает даже больше того, что мог бы сделать в естественных условиях.
  1. Смирение, утверждая мир в душе, помогает устранить вражду и ссоры: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, потому что Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мат. 11:29). Праведный отец Иоанн Кронштадтский наставляет: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:21). Когда тебе грубят, тебя раздражают, на тебя дышат презрением и злобой, не плати тем же, но будь тих, кроток и ласков, почтителен и любящ к тем, которые недостойно ведут себя перед тобой. Если же ты смутишься и начнешь возражать с волнением, сам говорить грубо и презрительно, значит, ты сам побежден злом и тебе следует применить к себе сказанное: «Врач, исцели себя,» или: «Что ты смотришь на сучок в глазу брата твоего, а бревна в твоем глазу не чувствуешь? Вынь прежде бревно из твоего глаза» (Лук. 4:23; Мт. 7:3, 5)… Пожалей оскорбившего тебя за то, что он так легко побеждается своими страстями и болен душевно. Чем он грубее и раздражительнее, тем большую яви к нему кротость и любовь. Так ты верно победишь его. Добро всегда сильнее зла и потому всегда победоносно. Помни еще, что все мы немощны и легко побеждаемся страстями. Потому будь кроток и снисходителен к согрешающим против тебя. Ведь и ты болен тем же, что и твой брат. Прощай долги твоим должникам, чтобы и Отец Небесный простил тебе твои долги.
  1. Смирение располагает человека к скромности, тихости и благожелательному отношению к людям. Действительно, если человек сознает, что всякие совершенства человеческой личности относительны, то будет ли у него основание относиться к другим людям придирчиво и недружелюбно? Ведь Бог кающегося мытаря предпочел «праведному» фарисею, как раскрывает нам Евангельская притча (Лук. 18:14). В то время, как гордец силится всем доказать свое превосходство, и потому неспокоен и агрессивен, смиренный человек склонен ко всем относиться с пониманием и благожелательно. Это в свою очередь способствует утверждению в семье и в обществе мирных и дружественных отношений.
  1. Смирение, устремляя нас к Богу, является необходимым условием для духовного возрастания человека, ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лук. 14:11). Преп. Исаак Сирин писал: «В качестве противодействия тонкому чувству возношения искренне исповедуй Господу в молитве свою немощь и невежество, чтобы не оказаться тебе оставленным Богом и не подвергнуться искушению скверных желаний».
  1. По единодушному свидетельству святых отцов, не столько святость человека, сколько его смирение творит чудеса. (Известен рассказ про блудницу, которая своей смиренной молитвой воскресила умершего ребенка). …

Два направления воли

Гордыня

Мнимые преимущества гордыни:

Волевая и сильная натура, «Байроновский герой», целеустремленный, идейный, рожденный для того, чтобы вести и повелевать, смелый, отважный, знающий себе цену, прямой, решительный… Таким он кажется, но вглядитесь в него пристальнее, и вы увидите в нем свойства, перечисленные ниже …

Свойства гордыни:

Высокого мнения о себе, тщеславный, лицемерный, упрямый, капризный, мнительный, неуправимый, беспокойный, щепетильный по отношению к себе, придирчивый, суетный, самовлюблённый эгоист, обидчивый, дерзкий, сумасбродный барчук, вспыльчивый, склонный критиковать и осуждать, властолюбивый, надменный, завистливый, непримиримый, злопамятный, жестокий, быстрый на оскорбления, язвительный, патологически активный, бунтарь против всякого авторитета…

Революционный, нигилистический дух. Сатана, будучи первым революционером, прославляет всякий бунт, как борьбу за свободу.

Смирение

Родственные добродетели смирения:

Скромность, кротость, долготерпение, сострадание, умение понять, уступить и простить, чуткость, великодушие, мужество в признании своих недостатков, покаяние, надежда на Бога, желание стать лучше, уважение к чужому мнению, уважение к личности…

Искажения смирения:

Раболепство, человекоугодничество, подобострастие, нерешительность, угрюмость, плаксивость, вялость, трусливость, малодушие, всякие страхи и фобии.

Заключение.

Такова краткая характеристика того чувства смирения, указания о котором мы находим в церковной литературе. Как мы видим, оно ничего не имеет общего с его вульгарным пониманием, когда подлинное чувство смирения, по недоразумению, заменяется рабским самоуничижением. Смиренный человек сознает своё несовершенство и поэтому он во всем обращается к Богу за помощью. Признавая Бога высшим Законодателем и Судьей, смиренный человек во всем повинуется Ему, покоряется Его воле и старается не грешить. Будучи озабоченным исправлением себя, смиренный человек не замечает недостатков других и охотно прощает их ошибки. Он жаждет стать лучше, приблизиться к Богу и слава Творца для него дороже всего на свете.

Никто не застрахован от опасности поддаться преувеличенному мнению о себе. Желание похвал, стремление подчеркивать свои успехи, страсть поучать и командовать — нехорошие качества, с которыми надо бороться. Они ведут к тщеславию и гордыне, которые делают человека неприятным для общества и мерзким перед Богом.

Смиренное устроение духа — это самое здоровое и правильное. Когда человек приближается к Богу путем богомыслия, или в молитве соприкасается с Его всесильной благодатью, он не может не чувствовать свою малость и несовершенство. Гордыня является результатом преувеличенного мнения о себе и о своих способностях. Она происходит от духовной слепоты, когда человек замыкается в себе и перестает чувствовать Бога.

Христианская вера призывает нас быть скромными и смиренными, сознавая, что все доброе в нас – не наше, а Божье. Действительно, все от Бога: и наша жизнь, и этот прекрасный мир, и наше здоровье, и разные таланты и преимущества в жизни. За нашу веру, прощение многочисленных согрешений, избавление от неведомых нам опасностей, благодатные дары, за невидимые пути Его промысла, которыми Он ведет нас к Царству Небесному — за всё это, и многое другое мы должны всегда благодарить нашего Небесного Отца, подающему нам все блага ради Своего Единородного Сына, Который умер за нас, многогрешных, на кресте. Если бы мы не мешали Богу нас спасти, то все бы мы были в Раю. Губит людей их упорство и гордыня — других причин нет!

Итак, смирение — это та драгоценная нищета, которая поднимает человека по лестнице добродетелей, обогащает духовными дарованиями и приводит, наконец, к порогу Царства Небесного. …

______________

Источник: http://www.fatheralexander.org/booklets/russian/smirenie_gordostj.htm