Насыщение пяти тысяч человек пятью хлебами (от Матфея, гл. 14, ст. 14–22)

 

Протоиерей Андрей Ткачёв

Безусловно, насыщение хлебом большого количества людей – это признак того, что Христос – истинный Мессия. Не зря евреи потом искали Его, чтобы сделать царём, ведь мессианство – это проявление милости к роду человеческому. Евреи ждали, что Мессия исцелит больных, воскресит мёртвых, утолит голод и прекратит войны. Он будет миротворец, исцелитель, чудотворец, кормилец и питатель. И Христос исполняет пророчества о Себе, Он кормит людей.

Господь – наш истинный кормилец. Святитель Тихон Задонский часто и подолгу молился по ночам, его вопли были слышны за дверями кельи. Он взывал к Богу: «Господи, не оставь! Господи, помоги! Кормилец, пощади!» Он, в частности, называл Господа кормильцем, потому что Бог действительно кормит всякую тварь. И трава, и пшеница, и любой другой злак растёт благодаря Божьей силе. Без Него ничего в мире не происходит. Он переживает о каждом человеке.

Но это – лишь поверхность евангельского эпизода, читаемого сегодня. Главное здесь то, что указывает нам на таинство Евхаристии. Умножение хлебов указывает нам на таинство Евхаристии, хлеб может быть земным, а может превращаться в небесный. Земной хлеб, принесённый на литургию, превращается в небесный хлеб. Мы приносим на литургию плоды наших трудов– хлеб, испечённый из квасной муки пшеничной, белый и чистый, кладём его на престол. И по призыванию Духа Святого нам даётся такой подарок – этот хлеб становится Телом Христовым, то есть земное делается небесным.

Кроме того, есть третий момент. Я думаю, что это евангельское чтение опять нас возвращает к мысли о том, как нужно есть. Нужно рассматривать нашу повседневную пищу как подарок Божий. Христос перед тем, как благословить эти хлебы, преломить их и дать ученикам, воззрел на небо. Это означает, братья и сёстры, что все мы перед тем, как вкушать пищу, должны смотреть на небо, то есть должны вспоминать, что всё это – Божье. У премудрого Соломона в книге Екклесиаста есть такие слова: Не во власти человека и то благо, чтобы есть и пить и услаждать душу свою от труда своего. Я увидел, что и это – от руки Божией; потому что кто может есть и кто может наслаждаться без Него? (Еккл. 2, 24-25). Если мы едим, пьём и мы сыты, то это тоже – Его подарок. Поэтому, садясь за стол, мы должны понимать, что мы садимся за раскрытую Божию ладонь. И это есть подарок, а за подарок нужно благодарить. Христос возвёл Свои очи на небо, и мы тоже должны поднимать свои очи на небо и приучиться крестить и себя, и пищу, говоря: «Господи, благослови эту еду!» – а по насыщении – благодарить Господа. Этот обычай раньше был повсеместным. В старину люди даже в трактирах обращали свой взгляд на святой образ (да, образа и в трактирах были), осеняя себя крестом, и читали молитву перед едой. <…>

Человек должен относиться к пище как к Божьему подарку. Есть вещи, характерные для современной городской культуры, но недопустимые для христиан. Например, люди покупают так много продуктов, что не успевают съедать их, они пропадают, и их выбрасывают. Это грешно. Может быть, конечно, благодаря этому свинству осуществляется какой-то Промысл Божий о бомжах. Но это всё равно неправильно. Если уж мы такие добрые, бомжей нужно кормить из рук в руки. И следует пересматривать своё домашнее хозяйство: если старое есть, новое покупать не надо. Надо съедать то, что есть. И умная хозяйка приготовит что-нибудь вкусное из того, что осталось. <…>

Я твёрдо верю, что человек, благодарно относящийся к каждой крошке хлеба и каждой капле воды, от голода страдать не будет. А также верю в то, что от голода не будут страдать и его дети. А вот неблагодарный человек, бросающий в мусорник не-дожёванный пирожок или выливающий в унитаз испорченный борщ, который недоели из-за того, что всего полно, – такому человеку Правосудный Бог может и голод послать. Или такую болезнь желудка, что ты потом ничего уже съесть не сможешь. Поэтому, чтобы нам быть здоровыми, чтобы нам не знать, что такое недостаток хлеба, давайте сегодня будем бережны к каждому кусочку. И будем помнить, что всё это – от руки Божией.