Из интервью портала «Православие.ру» с профессором Московской духовной академии Алексеем Осиповым «Любая зависимость – это рабство», 2016 г.

– Есть люди, которые пребывают в состоянии глубокого стресса, в панике, в отчаянии. Есть те, кто испытывает зависимость, к примеру игровую, от которой страдают и родственники. Тем более если это страшная зависимость от наркотиков. И эти люди не всегда могут найти дорогу к храму, к Церкви. Что предлагает Церковь для того, чтобы избавиться от зависимости? Вот сейчас много баннеров на улице: «Психолог излечит от зависимости за три сеанса»… А Церковь как может помочь?

– Для такого вопроса Церковь – слишком общее понятие. Речь, конечно, идет не о том, что в Церкви где-то есть какая-то книжка, где можно открыть какую-то страницу и посмотреть рецепт. Этого совсем нет. Но есть другое, и куда более важное, и это важное должен сказать конкретный человек – священник, друг, родители.

Первое, о чем надо говорить, если хотите употребить слово «Церковь», – это вот что: «Церковь предупреждает: смотри не впади в зависимость». То есть не упади, иначе ты переломаешь себе руки и ноги. Постарайся не поскользнуться. Вот это первое и главное. А уже когда человек впал в зависимость и действительно изломался – о, насколько уже труднее что-то сделать с ним! Итак, первое и главное: Церковь предупреждает: «Оберегайся от этого. Постарайся не вовлекаться. Держи себя». <…> Ведь как бывает: ну, посижу перед компьютером час-два, разве что-то со мной случится? ну, одна вечеринка, другая вечеринка – что я, пьяницей стану? И так далее… Эти, как кажется, мелочи могут, когда человек невнимательно относится к ним, погубить его. Итак, первое: Церковь говорит: «Берегись, чтобы не впасть в зависимость!»

А если человек уже находится в зависимости, то здесь требуются совместные усилия – в том числе и самого этого человека. Для этого он должен осознать, что находится в зависимости, – это первое. Второе – он должен наконец принять решение: хочу ли я освободиться? Потому что многие не согласны освободиться, и тогда я не знаю, что можно сделать. До тех пор, пока человек в себе не примет решение бороться с зависимостью, сделать ничего практически невозможно. Но если он принял решение и хочет стать свободным, то здесь наступает тот период, когда ему можно помочь. Потому что сам сразу он тоже не сможет выкарабкаться. И здесь очень много значит добрый совет и духовная помощь человеку.

В чем состоит духовная помощь? Она состоит в следующем. Мы говорим: молись за того-то. Что значит «молись»? – «Господи, избавь его от пьянства», да? Не понимают одной очень важной вещи: любая зависимость, как мы уже сказали, это рабство. Каждое рабство есть не что иное, по словам преподобного Антония Великого, как подчинение духу этого рабства. Это демоны-мучители порабощают данного человека. И как же освобождаться от демона-мучителя? Вдруг Христос сходит с Фавора, народ вокруг Него, бесноватый отрок какой-то… Отец отрока говорит Спасителю: «Вот, к Твоим ученикам я обращался исцелить сына, и они не смогли». Помните: Христос исцелил. Ученики спрашивают: «Почему мы не смогли?» – Важнейший ответ для множества современных людей: «Сей род (то есть демоны страстей. – А.О.) изгоняется только молитвою и постом». Под постом разумеется не то, чтобы не съесть колбаски, а съесть севрюжку (севрюжка в десять раз дороже колбаски). Под постом разумеется воздержание ради этого своего ближнего – допустим, сына, дочери, матери… Ради него прими решение: всё, с этого момента я начинаю пост. Может быть, до конца дней моих. По крайней мере, до тех пор, пока не освободится этот мой родной человек, я больше, например, не выпью ни одной рюмки вина. Или не буду теперь смотреть телевизор, или не буду есть мяса, или не буду курить – каждый человек по-своему решает, в чем себя ограничить. Главное – отречься от какой-то своей зависимости. А отрекаясь от своей зависимости, я тем самым даю мощнейший импульс своему родному человеку. Ибо мы все являемся единым телом. Когда у нас зуб болит, все тело страдает. Излечили зуб – всего-навсего – все тело радуется. Так и здесь. Вот чем мы можем помочь: молитвой и постом.

О молитве. Речь не о том, что «Господи, помилуй его». Ну хорошо, молись так. Но что при этом нужно еще знать? Нужно молиться не просто: «ему, Господи, помоги», а – «меня, Господи, исцели. Меня прости. Меня, Господи, помилуй от моих грехов». То есть степень помощи другому человеку, степень полезности твоей молитвы о другом человеке полностью зависит от степени исцеления твоей души. Надо понять: чем более ты будешь очищаться, тем более действенны будут и твои молитвы. Именно по этой причине мы и обращаемся к святым – они чисты, и посмотрите, какая действенность их молитв. А мы – что? Я молюсь? – Я молюсь. И давай: сели за стол и что-нибудь отметили. Оказывается, сила молитвы обусловлена степенью моего освобождения от моих зависимостей, от моих грехов. Вот это очень важно. Вот на этом пути есть действительно близкие, родные, которые помогут своему близкому человеку такими молитвами: молитвою и постом. Своей правильной жизнью, исповедью, причащением и т.д. На этом пути есть реальная возможность вызволить человека из зависимости.

_________________

Источник: Портал «Православие.ру»