Преображение Господне

 

Архимандрит Рафаил (Карелин)

В конце Своей земной жизни Господь Иисус Христос открыл Своим ученикам, что Ему надлежит пострадать за грехи людей, умереть на Кресте и воскреснуть. После этого Он возвел трех ближайших апостолов – Петра, Иакова и Иоанна – на гору Фавор и там преобразился перед ними: лицо Его просияло, а одежды сделались ослепительно белыми. При этом два великих пророка Ветхого Завета – Моисей и Илия – явились Господу на горе и беседовали с Ним, а из светлого облака, осенившего гору, прозвучал голос Бога Отца, свидетельствующий о Божестве Христа: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 17:5).

Преображением на горе Фавор Спаситель показал Своим ученикам славу Своей Божественной природы, и показал для того, чтобы они во время Его грядущих страданий и Крестной смерти не поколебались в вере в Него – воплотившегося Сына Божьего.

*   *   *

В праздник Преображения раскрывается мистическое богословие Христианской Церкви.

Преображение – это визуальное явление Царства Божьего на земле. Иисус Христос незадолго перед Крестными страданиями, взяв с Собой трех учеников – Иоанна, Иакова и Петра, вышел из Капернаума и направился на север к горе Фавор, возвышающейся, как крепость, над холмами Галилеи. Ученики безмолвствовали, предчувствуя, что им откроется тайна. Тайна совершается в безмолвии. Человеческое слово относится к тайне, как волна к глубине океана.

На Фаворе апостолы увидели Божественное Преображение Христа, явление Его величия и славы. Лицо Спасителя стало подобным свету молнии, одежды – белыми, как снег. Он стоял, окруженный сиянием, как солнце лучами. Спасителю явились два пророка, Моисей и Илия, и беседовали с Ним. Экзегеты  (толкователи Священного Писания) говорят, что это была беседа о Голгофской жертве, о предстоящих Христу страданиях, о том, что грехи человеческие будут искуплены кровью Сына Божьего и Спасителя.

Три апостола пережили явление Божественного света, как ни с чем не сравнимую великую радость. Казалось, само время остановилось в созерцании Божественного света. Изумленные апостолы пали на землю. Видение кончилось. Вместе с Иисусом Христом они спустились с горы и к утру вернулись в Капернаум.

Господь не только проповедовал Евангелие народам Палестины, Он одновременно воспитывал и просвещал своих учеников. И постепенно открывался Он им не только как Мессия Израиля, но всего человечества, как Царь вечного духовного царства. Слова Мессии о том, что Он должен быть замучен в Иерусалиме, вызвали у апостолов изумление и страх. Вид Мессии, пригвожденного к Кресту, мог вызвать у учеников Христа чувство отчаяния, мысль о том, что все безвозвратно потеряно. Тайна искупления могла предстать их взору как поражение, как бессилие Мессии. В часы уныния, сомнений свидетельство трех апостолов о Преображении должно было укрепить в вере остальных учеников.

В чем тайна христианства? Оно привлекает людей не тонким и изощренным интеллектуализмом, не блестящим красноречием ораторов, не внешней красотой своих ритуалов. Христианство открыло человеческой душе новый мир, мир вечности, мир Божественного света, то, чего не могли дать все религии и философские системы.

Православная церковь учит, что есть три вида света.

Первый вид – чувственный, сотворенный свет, свет физических энергий, поддающийся измерениям и характеристикам.

Второй – интеллектуальный, присущий человеку, душевный, также сотворенный свет. Это свет суждений и представлений, свет воображения и фантазий. Свет поэтов и художников, ученых и философов. Душевным светом обычно восхищается полуязыческий мир. Этот свет может быть интенсивным и ярким, вводить человека в состояние интеллектуального экстаза. Но душевный свет принадлежит земле. Духовные сферы для него недоступны.

Третий вид света – несотворенный, Божественный, откровение Божественной красоты на земле и явление вечности во времени. Этот свет сиял в пустынях Египта и Палестины, в пещерах Гареджи и Бетлеми [древние грузинские обители], он воплощен в словах Священного Писания, в церковной Литургии и православных иконах.

В Музее искусств Грузии в Тбилиси хранится древняя икона Преображения, привезенная из Южной Грузии. От иконы остались фрагменты, но и в таком виде она поражает своей одухотворенностью и величием, как будто творцы иконы своей интуицией и духовным зрением увидели Фавор и запечатлели его – насколько это в человеческих силах. Сама икона кажется окруженной полем энергии, и, подходя к ней, человек переживает реалии новой жизни, духовной сферы, переживает присутствие Божества. Икона – это не произведение искусства, а откровение, переданное в особой форме искусства, подобной священной поэзии. Икона – это проекция духовного плана на физические плоскости. Икона – обнажение сущности, где дан развернутый чертеж событий. Икона – это безмолвный голос вечности, звучащий в красках и линиях. Икона – русло, по которому течет Божественная благодать в мир.

Церковь – носительница Фаворского света. Каждый христианский храм – Фавор, где в церковных таинствах и молитве душа приближается к своему преображению. Церковь – сокровищница Божественного света, поэтому нам так дороги ее догматы и каноны, традиции и ритуалы – каналы благодати. Реформаторство и модернизм в церкви – это замена духовного света земным, душевным, Божественного установления – человеческими представлениями.

Праздник Преображения – явление будущей славы святых.