Рождество Христово и мир на земле

 

06.01.2023

Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! (Лк. 2: 14) – таким восклицанием хор ангелов возвестил вифлеемским пастухам о рождении Спасителя. Эти слова из Евангелия мы слышим не только в праздник Рождества, они звучат в православном храме на каждой утрене. Но, переживая сегодняшнюю реальность, мы недоумеваем: какой может быть мир на земле? Где мир, когда люди, являющиеся братьями не только по крови, но и по вере, убивают друг друга?

С воплощением Христа на землю пришел мир, но этот мир – Божий, он имеет духовную природу. Христос есть мир наш (Еф. 2:14). И обращение к Господу, обращение к этому святому миру каждого из нас посредством веры и покаяния является основой установления внешнего, земного мира. Поэтому не будем отчаиваться. Бог всё содержит в Своей власти, и милость Его бесконечна. Сегодня Он, как и прежде, стучит в двери наших сердец и ждет ответа…


Почему нет мира на земле?

Сергей Комаров, Православие.ру

В сегодняшнем апостольском чтении святой Павел, говоря о Христе, произносит, между прочим, следующие слова: «Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду» (Еф. 2:14).

Итак, апостол называет Иисуса Христа именем «мир». У Христа вообще много имен. Некоторыми из них Он именует Себя Сам. Например, Иисус говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6). «Я есмь воскресение и жизнь» (Ин. 11:25). «Я свет миру» (Ин. 9:5). Некоторые другие имена Ему дают апостолы и пророки. Например, Исаия пишет: «Ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис. 9:6). Или: «…се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7:14).

Обратите внимание, что все эти имена Божии несут человеку нечто исключительно важное, то, чего у человека нет. Например, разве сам по себе, без Христа, человек знает, по какому пути ему спасаться? Нет. Но Христос говорит: путь – это Я. И мы идем по этому пути, веруя во Христа, пытаясь жить по заповедям Его, приобщаясь к Его богочеловеческой природе в Церкви, вживаясь во Христа.

Разве может человек сам найти истину? Лучшие умы человечества, древнегреческие философы, столетиями бились над этим вопросом. Итогом их исканий можно признать скептическое восклицание Понтия Пилата: «Что есть истина?» А ведь истина – это не что, а Кто. «Я есмь истина», – говорит Христос. И мы познаем истину, познавая Христа.

Разве кто-то из нас имеет жизнь сам в себе, разве кто-то из людей может быть источником жизни? «Жизнь – это Я, – говорит Богочеловек. – И вы живы лишь потому, что Я приобщаю вас к своей жизни, ибо Я – ее источник». И мы, научаясь жить во Христе, из области существования переходим в область жизни, настоящей жизни, которую совсем не знает неверующий мир.

Но Христос имеет не только славные имена. Как это не страшно говорить, в Своем служении на земле Он принял также имена позорные. Например, сказано: «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою [ибо написано: проклят всяк, висящий на древе]» (Гал. 3:13). Также Павел говорит, что Христос сделался «для нас жертвою за грех» (2 Кор. 5:21). Агнцем Божиим, берущим на себя грех мира, называет Христа Иоанн Креститель (см. Ин. 1:29). Славянское слово «агнец» довольно мило звучит, но нужно помнить, что речь идет не только о симпатичном домашнем животном, а о жертве, которая убивалась за грехи людей.

Итак, Христос ради нас делается клятвой, жертвой, закалаемым ягненком. Тот, перед Которым трепещут ангельские силы, Который обитает в неприступном свете, Творец всего живого, имеющий множество славных имен, придя на грешную землю, принимает от людей те позорные имена, которые тяготели над человечеством. Прокляты были мы – Он берет наше проклятие на себя, делается клятвой за нас. Мы должны были стать жертвой за наш грех, ибо сказано: «душа согрешающая, та умрет» (Иез. 18:4) – мы тысячу раз достойны были уничтожения, как это уже произошло когда-то с допотопным человечеством. Но Он вместо нас становится этой жертвой и принимает на себя крайнюю степень поругания и уничижения, даже Крестную смерть. И лишь Его жертва принимается Богом, потому что только Он безгрешен и чист, а жертва Богу должна быть чиста.

Однако наименование Христа миром рождает некий вопрос. Если Христос есть мир наш, если Христос примирил нас друг с другом «и с Богом посредством креста, убив вражду на нем» (Еф. 2:16), как говорит сегодня Павел, то отчего в мире остается вражда? Если вся вражда убита на Кресте, отчего люди все так же враждуют? Враждуют друг с другом и с Богом, враждуют сами с собой…

Этот вопрос, братья и сестры, задает в своем Послании апостол Иаков. «Откуда у вас вражды и распри?» – спрашивает он. И отвечает, говоря о страстях человеческих: «…от вожделений ваших, воюющих в членах ваших… Желаете – и не имеете; убиваете и завидуете – и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете – и не имеете, потому что не просите. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак. 4:1–3). Вот в чем причина: вожделения наши, страсти наши, извращенность желаний нашего ума и сердца, которая заставляет нас просить у Бога не то, чего Он хочет от нас. О том же и Спаситель говорил: «ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15:19). Вот, оказывается, в чем причина! Да, Христос принес мир, но его еще нужно воспринять – воспринять подвигом веры и покаяния. А если этого у нас нет или есть, но очень мало, то остается то, о чем говорят Господь и апостол Его.

Остаются вожделения, воюющие в членах наших, остаются злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, наполняющие наши сердца. И тогда уже ни о каком мире не может быть и речи. Представьте себе: вот у меня страсти и у моего ближнего страсти. Когда мы встречаемся друг с другом, встречаются и наши страсти. Что из этого получится? Будет либо отторжение, либо союз во имя той или иной греховной страсти, который неминуемо приведет также к разрушению отношений, ибо грех не ведет к миру и созиданию, но к конфликту и разрушению.

Вот важная мысль, достойная запоминания: не всякое единство хорошо. Как часто нас пытаются купить этим словом! Если единство основано на гордости, ненависти, эгоизме, памятозлобии, желании зла другим, оно обречено, несмотря на всю внешнюю красивость, в которую можно завернуть это единство. Проклято единство, основанное на лжи. Трижды проклято единство, основанное на невинной крови. Такое единство есть единство Ирода и Пилата, которые подружились после обоюдных насмешек и издевательств над Иисусом Христом. Это единство с диаволом и ангелами его, конец которого – озеро, горящее огнем и серою (см. Откр. 21:8).

Поэтому вопрос: почему нет мира на земле? – это вопрос не к Богу, а к человеку. Мир уже приходил на землю и остается с теми, кто хранит мир, т. е. хранит Христа в сердце своем. Но мир не имеет мира, ибо не имеет Христа. Христос – мир наш, и только те, кто имеют в себе Христа, имеют мир.

Вздохнем сегодня, братья и сестры, о том, как мало в нас мира и как много греха. И унесем с собою главную мысль. Мир в моей стране, мир на моей планете во многом зависит от мира в моей душе, от чистоты моего сердца, а значит, от подвига моей веры. Если мне с помощью поста, молитвы, исповеди, причастия удалось вытащить какую-то страсть из себя, значит, мира в мире стало больше. Если, с помощью Божией, мне удалось простить моего ближнего – значит, на одну каплю море человеческой вражды сделалось меньше. Если я подходил к Чаше, унес домой мир Христов и сохранил его до следующего причащения, ни с кем не поругавшись и никого не осудив, – значит, Бог подарил мне исполнение седьмой заповеди блаженства: «блаженны миротворцы» (Мф. 5:9). Будем думать так, христиане, и постепенно благоухание мира Христова заполнит вначале нашу жизнь, а потом коснется и тех, кто живет рядом с нами. Господь да поможет всем нам!

 

Источник: Православие.ру

Фото Свято-Андреевского храма г. Уфы