Кто я: кающийся мытарь или гордый фарисей?

 

04.02.2023

В это воскресенье в православных храмах за Божественной Литургией читается притча Христа о мытаре и фарисее (Лк. 18: 9–14). Спаситель через это поучение просит верующих в своей личной и общественной жизни не становиться похожими на самодовольных и лицемерных фарисеев. Бог призывает каждого с честностью заглянуть в свой внутренний мир и подражать мытарю – смиренному, вставшему на путь покаяния грешнику. «Подобно мытарю воздыхания принесем Господу, и припадем к Нему, грешные, как к Владыке: ибо Он желает спасения всех людей, прощение подает всем кающимся; ведь ради нас Он воплотился, Бог, Отцу собезначальный» (кондак из канона на утрене Недели о мытаре и фарисее).

Мы́тарь – человек, собиравший подати с представителей еврейского народа в пользу римских властей. Мытари нередко злоупотребляли своими должностными полномочиями по отношению к иудеям и взимали с них лишнее. Евреи же относились к мытарям с презрением как по причине злоупотреблений, так и потому, что те служили оккупационным – римским – властям.

Фарисе́и – представители наиболее влиятельного религиозного течения в Иудее. Со строгой заботливостью исполняли многочисленные церковные правила и обряды, дошедшие до них по преданию. Их скрупулезное исполнение человеческих преданий часто сопровождалось отсутствием любви к Богу и ближним, превозношением над другими, гордыней, тщеславием и лицемерием.


«Евангельская история»

Показав в притче о судье неправедном [см. Лк. 18: 1–8] необходимость усердной, неотступной молитвы, Иисус теперь намеревался открыть и главное качество молитвы подвижника Христова — её смиренный и покаянный дух. Человеку должно, видя свои грехи, с сокрушением сердечным приступать к молению, ибо только сердце смиренного возвышается к Богу и становится способным воспринять Его великие милости.

«Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь». Оба стали молиться, но какое разительное отличие обнаружилось между молитвой того и другого! «Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь», — начав молитву, как и подобает, славословием Господу, самолюбивый фарисей тотчас превратил её в восхваление себя и в осуждение всей вселенной: все «прочие люди» в его глазах были недостойны его.

«Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю», — с каким горделивым самоуслаждением фарисей выставлял перед Господом свои добрые дела! И постился он дважды в неделю, хотя Закон устанавливал для поста лишь один день в году — день очищения (Лев 26:29). И от всего приобретённого давал десятину, включая ничего не стоящие травы, хотя Закон повелевал одесятствовать на содержание левитов лишь скот да плоды полевых и садовых растений (Лев 27:30). Фарисей дерзко объявил Богу, что делает добра более, чем требует Сам Господь Бог, и поэтому не может быть даже сравним с «прочими людьми», в особенности — с «этим мытарем», дерзнувшим войти в ворота храма.

Мытарь же, в отличие от самодовольного фарисея, не решался приблизиться к святилищу, «стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь» в знак недостоинства и скорби о своих грехах, лишь повторял: «Боже! будь милостив ко мне, грешнику!» С глубоким чувством сокрушения он просил у Бога одного — милости, прощения. Он думал только о своих грехах, оскорбляющих Творца, и, сознавая себя величайшим грешником, ничем себя не оправдывал, хотя, конечно, мог бы что-нибудь привести в своё оправдание, указать на других, похуже себя — убийц, грабителей, прелюбодеев.

Фарисей горделивым самомнением расточил богатство своих добрых дел, к которым и влекло его только тщеславие. Мытарь же, сотворив лишь одно доброе дело — покаяние, снискал милость Божию и «пошёл оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится». Эту истину Господь Иисус Христос ранее возвестил стремящимся занять лучшие места на вечере у фарисейского начальника.

Мытарь получил в храме некоторое облегчение от гнёта своих грехов, и Господь ждал теперь от него дел, доказывающих искренность его раскаяния в притеснении ближних и прочих грехах. Фарисей же был «унижен» — осуждён, ибо гордость — самый мерзкий грех перед Господом, с которого и началось всё зло в богосотворённом мире.

Притча эта не была предназначена именно для обличения фарисеев, да и не поняли бы эти гордецы, за что был осуждён их собрат, достойный во всех отношениях. Господь вразумлял учеников и народ, в котором была сильна «закваска фарисейская», поскольку иудеи чрезвычайно возвышали себя над теми соотечественниками, которые были видимым образом порабощены страстям, — с презрением относились к мытарям и грешникам, считая их недостойными милостей Божиих, возвышали себя и над прочими народами, гордясь своим богоизбранничеством, храмом Божиим.

Многие и из нас, христиан, не возвышаются ли порой в собственном мнении, выгодно сравнивая себя с очевидными грешниками — убийцами и прелюбодеями, не думают ли порой, что они лучше «прочих людей», которые и Бога не знают и в храм не ходят? Устыдимся же сходства с фарисеем из притчи Спасителя и со смирением вспомним сокрушённое моление мытаря!

Обе притчи Иисуса, посвящённые молитве, — о судье неправедном, о мытаре и фарисее — послужили добрым семенем в духовном возрастании последователей Христовых, а молитва мытаря: «Боже! будь милостив ко мне, грешнику!» — вошла во всеобщее употребление, с неё начинается утреннее молитвенное правило христианина, наш каждый новый день, посвящённый Господу.

______________

Источник: Евангельская история / Автор-составитель С. Воробьёв. – Патриарший издательско-полиграфический центр Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2009. – С. 248–250