Бог желает не осудить, а спасти нас

 

18.02.2023

Иногда мы задаемся вопросом: «Если Бог существует, то почему мы не можем Его увидеть? Почему Он нам не является?» Но в святом Евангелии Господь отвечает нам: «Вы можете увидеть Меня в каждом из тех людей, которые нуждаются в вашей помощи и поддержке. Если к вам пришел человек и чего-то просит, это значит, что Я к вам пришел. Если вы оказали милость ближнему, значит, вы Мне ее оказали, а если отвергли его, значит, Меня отвергли». Каждый человек носит в себе образ Божий. И через дела любви к человеку мы проявляем любовь к Самому Богу. А ненавидя ближнего, к Самому Господу обращаем злобу.

Митрополит Иларион (Алфеев)

Из слова в Неделю о Страшном суде 7 марта 2021 года

«Чем грозит нам Страшный суд, и почему за неделю до начала Великого поста Церковь вспоминает о Страшном суде?

Существует такое понятие, как правосудие. В нашей земной реальности это означает, что если человек совершил преступление, то он должен понести за это соответствующее наказание. Чем тяжелее преступление, тем серьезнее наказание. Весь Уголовный кодекс, вся система уголовного права построена на этом принципе.

Конечно, в земной жизни правосудие совершается далеко не всегда. Иной раз преступление остается нераскрытым, и человек, который должен сидеть в тюрьме, находится на свободе. Или же в преступлении обвиняют невиновного, и он отбывает тюремный срок, в то время как реальный преступник находится на свободе.

Когда мы говорим о Божественном правосудии, то, прежде всего, мы говорим и о человеческих грехах. Грехи – это преступления против правды Божией, которые отдаляют нас от Господа и лишают Царствия Небесного.

Каждый из нас совершает грехи бессчётное количество раз. Грехи бывают самые разные – тяжкие и менее тяжкие, кажущиеся нам повседневными и обыденными. Есть грехи, которые мы совершаем у других на виду, а есть, напротив, наши грехи, которые не видят люди, но видит Бог.

Согрешить можно не только действием, но и помыслом. И от Божественного взора не может укрыться никакой грех: не только тяжкий, но и самый незаметный, внутренний грех, грех в мысли. Но если мы думаем о Боге только как о Судии, Который следит за нами и подсчитывает наши грехи и ждет, как бы осудить нас на Страшном суде, то это ошибочное представление. Бог желает не осудить, а спасти нас. Ради нашего спасения Он пришел на землю, воплотился, стал человеком, взял на Себя наши грехи и понес болезни, пострадал на кресте и умер – и все для того, чтобы нас спасти, а не осудить.

Поэтому, мы не должны представлять себе Страшный суд как некое судилище, которое Господь нам готовит. Мы должны думать о том, как сами предстанем пред Богом после того, как перейдем в мир иной. С чем мы к Нему придем? Что мы Ему скажем? Как мы сможем отчитаться в наших добрых делах?

В сегодняшнем евангельском чтении, которое мы слышали за богослужением, Господь напоминает нам, по каким критериям люди будут судимы на Страшном суде. Критерии эти очень просты: накормить голодного, напоить жаждущего, ввести в свой дом бездомного, одеть лишенного одежды, посетить больного или находящегося в темнице. Людей, исполнивших это, Господь поставит по правую руку и они удостоятся Царства Небесного. А по левую руку от Господа встанут все те, кто не накормил голодного, не напоил жаждущего, не посетил больного или находящегося в темнице, не одел нагого, не ввел в свой дом бездомного. Иначе говоря, по левую сторону окажутся люди, которые оставались равнодушными по отношению к своим ближним.

И те, и другие, как говорит нам Господь, будут удивлены: одни удивятся, что Бог принял их за дела любви и милосердия по отношению к Нему Самому, а другие – что Господь отверг их, и они оказались на месте осуждаемых. И те, и другие будут спрашивать: «Господи! Когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице?” И Господь скажет: “Все, что вы сделали (или не сделали) одному из братьев Моих меньших, вы сделали Мне”.

В древние времена, особенно во времена земной жизни Господа Иисуса Христа, многие люди удостаивались своими телесными очами увидеть Воплотившегося Бога. В последующие времена некоторые святые – апостол Павел, а вслед за ним и другие, которым Господь являлся и наставлял на путь праведной жизни – удостаивались видеть Господа.

Часто мы спрашиваем себя: “Почему же нам Господь не является? Почему же мы Его не видим?” Но Господь отвечает нам: “ Вы можете Меня увидеть в каждом из тех людей, которые нуждаются в вашей помощи и поддержке. Если к вам приходит человек и чего-то просит, это значит, что Я к вам прихожу. Если вы оказали милость страждущему, значит, вы Мне ее оказали, а если отвергли его, значит, Меня отвергли”.

Об этом нам сегодня напоминает святая Церковь. И Страшный суд грозен не тем, что кто-то станет подсчитывать наши грехи, а тем, что мы собственной жизнью, своими добрыми делами или их отсутствием обеспечиваем свое будущее в жизни вечной. И это может быть как вечное блаженство, так и вечное мучение.

Святая Церковь напоминает нам о Страшном суде за неделю до Великого поста для того, чтобы мы настроили себя на путь покаяния. Потому что помимо заповеди о любви к ближним, которая дана каждому из нас, нам еще дан и особый образ взаимодействия и взаимоотношения с Богом – то, что на церковном языке называется покаянием. Покаяние – это не только раскаяние. Многие совершившие преступление, раскаялись, но это не спасло их от заслуженного наказания. А нам дан образ покаяния, то есть возможность изменить свою жизнь – не только обозначить свои грехи, признаться в них, пожалеть о них и жить дальше так, как жили раньше, а встать на путь исправления всего образа жизни, на путь исцеления нашего ума и сердца.

В течение Великого поста мы будем готовить себя и к Страстной седмице, и к празднику Пасхи, а вместе с тем – и к вечной жизни, и к Страшному суду. Мы будем пересматривать свою жизнь, спрашивать себя об ошибках, которые совершили в прошлом, и просить у Бога помощи, чтобы эти ошибки не повторять в будущем.

С этими мыслями будем готовиться к Великому посту. Будем просить Господа, чтобы Он простил все наши грехи, вольные и невольные, наставил нас на путь покаяния и удостоил стояния по правую руку от Него вместе со всеми святыми, Ему угодившими. Аминь»

 

Источник: hilarion.ru