Неделя святителя Григория Паламы

 

11.03.2023

Во второе воскресенье Великого поста Церковь Христова вспоминает одного из величайших богословов восточного христианства – Григория Паламу, архиепископа греческого города Фессалоники. Святитель внес огромный вклад в становление православного учения о сущности и энергиях Бога, о действии Божественной благодати в мире и возможности для человека быть ее причастником.

Митрополит Иларион (Алфеев)

Из проповеди в Неделю 2-ю Великого поста 28 марта 2021 года

«Сегодня мы совершаем память святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, – одного из многих греков, которых мы почитаем, и имена которых присутствуют в нашем церковном календаре. Григорий Палама внес особый вклад в развитие православного учения о сущности и энергиях Божиих, о Фаворском свете и о том, как человек может стать причастным Божеству.

Кому-то это учение, сформулированное когда-то на греческом языке, защищенное на нескольких церковных Соборах в Константинополе, может показаться далеким от жизни. Казалось бы, какое нам дело до того, что происходило в XIV веке в Константинополе? Какие-то богословы спорили между собой… Но Церковь установила это празднование во второе воскресенье Великого поста, дабы напомнить нам о непреходящей ценности православного богословия и о цели нашей христианской жизни.

В чем же заключалась суть этого спора? Оппоненты, противники святителя Григория Паламы, – Варлаам Каламбрийский, Григорий Акиндин – говорили о том, что Бог по Своей сущности непостижим, невидим. Поэтому все знания о Боге мы можем почерпнуть лишь из книг или философии, или из каких-либо догадок и домыслов. А святитель Григорий Палама утверждал что, да, Бог непостижим, невидим, но Он являет Себя в Своих энергиях, то есть действиях. Божественные энергии пронизывают собой все мироздание. Об этом еще задолго до Григория Паламы говорил другой великий греческий богослов – святитель Василий Великий, утверждая,что весь мир, вся Вселенная – это как бы огромная неопалимая купина, которая пронизана Божественными энергиями. Эти энергии присутствуют повсюду – оживляют этот мир, но не попаляют, подобно тому, как солнце дает жизнь всему существующему, но при этом не попаляет его.

Святитель Григорий Палама говорил о том, что Бог, Который непостижим в Своей сущности, раскрывается нам, людям, в Своих энергиях, то есть действиях. И одним из Божественных действий является Фаворский свет, который созерцали апостолы на горе Преображения. Фаворский свет на протяжении многих веков созерцали подвижники, когда молились Богу, достигая в молитве и богомыслии такого состояния, при котором Бог открывался им в Своих действиях, в Своих Божественных энергиях.

Варлаам и прочие говорили, что свет, который видели ученики Христа на Фаворе, – обычный материальный свет, сотворенный Богом. А Григорий Палама утверждал, что Фаворский свет – нетварный, это свечение Божества, которое люди могут созерцать очами своей души. Этот свет, это действие Божие неотъемлемо от сущности Божией. Мы не можем видеть Бога в Его сущности. Мы не можем постичь Его в Его сущности. Но через Божественный свет и другие действия и проявления Бога мы можем к Нему приобщаться.

Именно поэтому наше общение с Богом – не только узнавание о Нем через доступные нам источники – книги, философию, богословие. Мы можем общаться с Богом напрямую. Когда мы причащаемся Святых Христовых Таин, Сам Бог входит внутрь нашего тела. Причем, как всегда подчеркивает святитель Григорий Палама, наше общение с Богом происходит не только интеллектуально или духовно – все наше естество приобщается к Богу, когда мы участвуем в церковных Таинствах.

Когда мы причащаемся Святых Христовых Таин, наши тело, душа, дух и наш ум тоже становятся той неопалимой купиной, в которой горит огонь Божества. Огонь этот согревает нас, но не попаляет изнутри, потому что Богу угодно вселиться и жить в нас. Вот о чем напоминает нам замечательный греческий богослов – святитель Григорий Палама во второе воскресенье Великого поста.

Церковь установила это празднование в Великом посту для того, чтобы напомнить нам о цели христианской жизни, цели нашего подвига и великопостного поприща, которое мы сегодня проходим. Цель эта заключается в том, чтобы мы приобщились к Богу, познали Его и увидели. Мы не можем увидеть Его сущность, не можем созерцать Бога телесными очами, познать Его своим разумом, интеллектом, ибо Он превосходит наш разум. Бог – нематериален, невидим. Но мы можем приобщаться к Нему через Его Божественные действия, Божественные энергии, через свет, которым Он озаряет всю Вселенную и который сияет в наших душах; через причащение Святых Христовых Таин, участие в церковных Таинствах и через молитву, в которой не только мы обращаем к Богу свои прошения, но и Он отвечает на них»

 

Источник: hilarion.ru