Крестопоклонная неделя

 

18.03.2023

«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8:34), – обращается Христос к каждому из нас. Для спасения, то есть воссоединения с Господом, недостаточно лишь одной благодати Божией, необходимы еще и усилия самого человека в исполнении евангельских заповедей, его самоотвержение и личная работа над собой. На этом духовном пути человека сопровождают скорби и напасти, которые Иисус назвал нашим крестом. Горько признать, но этот крест, который у каждого свой, необходим потомкам падшего Адама, чтобы очиститься от греха.

Евангельское чтение Недели 3-й Великого поста, Крестопоклонной: Мк. 8:34 – 9:1


«Евангельская история»

О несении креста

Для спасения необходимы не только искупительные страдания Сына Божия, но и духовный труд самого человека, его усилия в исполнении евангельских заповедей. Мы должны со смирением нести ниспосланные Промыслом Божиим скорби и напасти, которые Иисус назвал нашим крестом: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Что это значит? Отвергающийся кого-либо не принимает в нём никакого участия, точно так же и в деле исполнения заповедей Христовых следует не жалеть себя, отвергнуть пристрастие к телесным услаждениям, к удовольствиям жизни временной, а если потребуется – пожертвовать своим благополучием. Не мирские выгоды и почести предлагал Иисус ученикам в ожидаемом ими Царстве Мессии, но труд, скорбь и лишения. Самоотвержение ради следования Христовым заповедям – единственный спасительный путь для падших сынов Адама.

Если же «кто хочет душу свою сберечь», восхотев избежать в своей жизни скорбей и страданий, пойти по пути угождения плоти, последовать помыслам самолюбия и гордыни, «тот потеряет её», бесценную свою душу, окажется не способен к вечной жизни. «А кто потеряет душу свою ради Меня», – кто решится ради следования Евангелию пожертвовать земными удовольствиями, «тот обретёт её» и унаследует Царство Небесное.

Как Бог, Иисус мог избавить Своих последователей от всех бед и несчастий, но скорби необходимы падшему человеку, чтобы очиститься от греха и в труде следования заповедям Христа обрести внутреннюю способность ко вступлению в блаженную вечность. И земной отец – если балует своего сына, то губит его, если же наказывает – бережёт, как возвестил Господь через премудрого Соломона: «Не оставляй юноши без наказания: ты накажешь его розгою и спасёшь душу его от преисподней» (Притч 23:13). Обрекая на страдания, Господь бережёт нас как Отец чадолюбивый. Каждому из нас дарует Он спасительный крест – личную меру страданий, уготованную всеведущим Богом, наказующим, очищающим и милующим.

«Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит?» Душа человека ничтожна и нища, если она не обрела добродетели каждодневным трудом; тогда она не способна к вечной жизни, и какая ей польза от богатств преходящего мира? Если же кто обрёл даже и все богатства мира, «какой выкуп даст за душу свою», чтобы войти в Царство Небесное, если душа его горделива и сластолюбива, если не способна жить высокими идеалами? Если плоть человека наслаждается и богатеет, а душу его ожидает гибель, то разумно ли так жить? Если рабы живут в довольстве и неге, а сам господин – в крайней нищете, какая ему польза от того, что он господин?

Плоть должна не властвовать над человеком, но следовать чистым порывам его души, душа же – устремляться к высоким идеалам духа, тогда восстановится гармония тела, души и духа, разрушенная грехопадением человека в раю. Если же дух утрачивает стремление к Богу, то душа всё больше тяготеет к плотским утехам, и тогда плоть, становясь хозяйкой человека, увлекает его в погибель.

______________

Источник: Евангельская история / Автор-составитель С. Воробьёв. – Патриарший издательско-полиграфический центр Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2009. – С. 167–168

Фото Свято-Андреевского храма г. Уфы