Неделя 4-я Великого поста

 

25.03.2023

В четвертое воскресенье Великого поста православные христиане вспоминают одного из выдающихся святых первого тысячелетия – преподобного Иоанна Лествичника. Святой отец писал о том, что Господь Бог – благой и преблагой Царь наш, Он нелицеприятен, и на каждого без исключения изливает Свою милость. Бог есть и жизнь, и спасение всех людей: верных и неверных, праведных и неправедных, благочестивых и нечестивых. Но при этом каждый человек, одаренный свободной волей, сам определяет свое отношение к Господу: быть Ему другом, рабом (верным или непотребным), чужим или даже врагом.

Иоанн Лествичник – христианский святой первого тысячелетия, игумен Синайского монастыря. По некоторым данным, родился в Константинополе в VI веке. До ухода в монастырь получил образование, преуспев «во внешней мудрости». В 16 лет принял монашеский постриг на Синае. Избрав для себя «средний путь» монашеского подвига – путь послушания, юноша доверил себя духовному руководству аввы Мартирия. После кончины Мартирия Иоанн стал подвизаться в уединении в долине Фола у подножия горы Синай. Помимо молитвенных трудов, днем он обрабатывал огород, а по вечерам и ночью занимался сочинением книг. После 40-летнего отшельничества Иоанн против своей воли был поставлен игуменом Синайского монастыря. Незадолго до смерти стал снова подвизаться в безмолвии на прежнем месте, где и скончался.

Преподобный Иоанн является автором классического произведения византийской аскетической письменности «Лествица Божественного восхождения», которое также известно под названием «Лествица рая». Этот труд был написан по просьбе преподобного Иоанна Раифского, игумена Раифского монастыря, располагавшегося в 30 км от Синая на берегу Суэцкого залива, и адресован монашеской братии.

Образ лестницы (слав. – «лествица») применительно к религиозной жизни указывает, с одной стороны, на необходимость духовного совершенствования и возвышения на пути к Богу, с другой – на постепенность в этом возвышении. Этот образ нередко встречается в Библии и в иудеохристианской письменности. Один из наиболее ярких примеров в Писании – видение лестницы Иакову (Быт. 28:12), на которое неоднократно ссылался Иоанн Лествичник.

Сочинение «Лествица рая» состоит из 30 глав, каждая из которых соответствует определенной добродетели или пороку. Главы достаточно независимы, но при этом находятся в тесной взаимосвязи и обозначают своеобразную иерархию духовной жизни. Первые три главы определяют монашескую жизнь, это главы об отречении от мира (1), о разрыве с мирскими пристрастиями (2) и о добровольном изгнанничестве (3). В следующих главах описываются основополагающие добродетели (главы 4–7: послушание, покаяние, память о смерти, плач), которые необходимо постепенно приобрести монаху, и различные страсти (главы 8–23: чревоугодие, похоть, гнев, уныние, гордость и другие), с которыми ему предстоит бороться. Плодом успешной духовной борьбы святой Иоанн называет простоту (24), смирение (25), рассуждение (26), которые возводят подвижника к высшим ступеням безмолвия (27), молитвы (28), бесстрастия (29) и любви (30). Однако у духовной лествицы нет последней ступени. Если конец восхождения по ней – любовь, тогда, по словам Иоанна Лествичника, «мы никогда не престанем преуспевать в ней, ни в настоящем, ни в будущем веке, к свету присовокупляя свет разума».

В самом начале «Лествицы» преподобный Иоанн пишет о том, какими способами человек может ответить Богу на Его призыв. Господь нелицеприятен и на всех без исключения изливает Свои милости. Однако каждый человек, одаренный свободной волей, сам определяет свое отношение к Богу: быть Ему другом, рабом (верным или непотребным), чужим или даже врагом. По определению Иоанна Лествичника, христианином может называться лишь тот, кто «сколько возможно человеку, подражает Христу словами, делами и помышлениями, право и непорочно веруя во Святую Троицу». Не отрицая возможности спасения в миру, святой Иоанн указывает, что вполне развить христианские добродетели и достичь духовного совершенства можно лишь отрекшись от мира.

______________

Использованная литература:

Православная энциклопедия. Том 24. С. 404–431