Вселенские Соборы

 

Среди христиан иногда появлялись люди, которые неправильно излагали христианское вероучение и желали свои лжеучения (ложные, неправильные учения) навязывать всей Церкви. Такие ложные учения Церковь называет ересями, а лжеучителей – еретиками.

Для борьбы с ересями и для указания всем христианам, как правильно, православно, веровать, собирались, по примеру св. апостолов, Соборы (собрания) епископов – пастырей и учителей Церкви, по возможности со всей «вселенной», то есть из всех стран, где были христиане.

Св. апостолы собирались вместе в Иерусалиме (Апостольский Собор в 51 году ­­– Деян. 15:1-35), когда нужно было решить вопрос: следует ли христианам из язычников исполнять обрядовый закон Моисея. Так и отцы Церкви, т.е. епископы, которым апостолы передали свою власть (через преемственное рукоположение), собирались на Соборы, когда появлялось какое-либо учение, противное вере Христовой.

По учению Христа, «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18:20), а Господь Иисус – Глава Церкви. И поэтому там, где во имя Христово собраны преемники апостолов со всех концов вселенной, если они желают сохранить неизменным изначальное Откровение, то среди них обязательно будет и Христос. И Дух Святой, посланный во имя Христово Отцом Небесным, по обещанию Господню, пребывает с нами вовек и наставляет нас на всякую истину (Ин.14:16; 16:13).

Такие общие соборы (со всего христианского мира), утверждавшие истину Христову под воздействием Духа Святого и принятые всей Церковью Христовой, называются Вселенскими Соборами.

Мы верим, что Вселенские Соборы, сохраняющие апостольское учение, непогрешимы и постановления их богодухновенны.

Соборы никогда не создавали никакого нового учения. Их задачей было отстоять неповрежденное Откровение Господне. Поэтому совершенно недопустимым является мнение, будто такой-то собор ввел ту или иную доктрину. Нет, вера дана однажды и навсегда святым (Иуд. 2), и никто не может к ней ничего прибавить или убавить от нее. Церковь на Соборах защищает ее и точнее формулирует, для того чтобы отстоять от коварства еретиков, извращающих Божье слово.

Вселенских Соборов было семь.

ПЕРВЫЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР – Никейский

Созван в 325 г., в г. Никее (сейчас это Турция, г. Изник), при императоре Константине Великом, против лжеучения александрийского священника Ария. Этот священник отвергал Божество и предвечное рождение второго Лица Святой Троицы – Сына Божия – от Бога Отца. Арий учил, что Сын Божий есть только высшее творение.

В Соборе участвовало 318 епископов, среди которых были: св. Николай Чудотворец, св. Спиридон Тримифунтский, св. Афанасий Великий.

Собор осудил и отверг ересь Ария и утвердил догмат о том, что Сын Божий есть истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков, и так же вечен, как Бог Отец; Он рожден, а не сотворен, и единосущен с Богом Отцом (имеет одну сущность с Ним).

Отцы Собора изложили наш православный Символ веры до слов «и в Духа Святого». Кроме этого они постановили праздновать Пасху всем христианам в один день (в то время были те, кто отмечал этот праздник вместе с иудеями). Также Отцы приняли 20 канонических правил, регламентирующих жизнь Церкви. В частности, 20 правило этого Собора запрещает земные поклоны в воскресенье и в период от Пасхи до Троицы.

ВТОРОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР – Константинопольский

Созван в 381 г., в Константинополе, при императоре Феодосии Великом, против лжеучения бывшего константинопольского епископа Македония, который отвергал Божество третьего Лица Святой Троицы – Духа Святого. Македоний учил, что Святой Дух не есть Бог, и называл Его тварью или сотворенной силой и при этом служебной Богу Отцу и Богу Сыну как ангелы.

В Соборе участвовали 150 епископов, среди которых были Григорий Богослов, Григорий Нисский, Кирилл Иерусалимский.

На Соборе ересь Македония была осуждена и отвергнута. Собор утвердил догмат о равенстве и единосущии Бога Духа Святого с Богом Отцом и Богом Сыном.

Отцы Собора дополнили Никейский Символ веры учением о Святом Духе как Боге, о вочеловечении и вечном Царстве Христа, о свойствах Церкви и надежде на воскресение. Таким образом составился Никеоцареградский Символ веры, который с тех пор употребляется повсеместно во всех православных храмах. Собор также принял 7 правил, регламентирующих жизнь христиан.

ТРЕТИЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР – Ефесский

Созван в 431 г., в г. Ефесе, при императоре Феодосии 2-м Младшем, против лжеучения константинопольского архиепископа Нестория, который нечестиво учил, будто Пресвятая Дева Мария родила простого человека Христа, с Которым потом Бог соединился нравственно, обитал в Нем, как в храме, подобно тому, как прежде обитал в Моисее и других пророках. Потому и Самого Господа Иисуса Христа Несторий называл богоносцем, а не Богочеловеком, а Пресвятую Деву называл Христородицей, а не Богородицей.

На Соборе присутствовало 200 епископов.

Собор осудил и отверг ересь Нестория и постановил признавать соединение в Иисусе Христе, со времени воплощения, двух естеств (природ) – Божественного и человеческого. Собор определил исповедовать Иисуса Христа совершенным Богом и совершенным Человеком, а Пресвятую Деву Марию – Богородицей.

Собор утвердил Никеоцареградский Символ веры и строго воспретил делать в нем какие бы то ни было изменения и дополнения. Отцы Собора также приняли 8 канонических правил.

К сожалению, несторианская ересь увлекла за собой многие христианские общины Ирана и Центральной Азии. До сих пор этого лжеучения придерживается т.н. «церковь Востока» или Ассирийская церковь.

ЧЕТВЕРТЫЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР – Халкидонский

Созван в 451 году, в г. Халкидоне, при императоре Маркиане, против лжеучения архимандрита одного константинопольского монастыря Евтихия, который отвергал человеческую природу в Господе Иисусе Христе. Он учил, что во Христе человеческое естество было совершенно поглощено Божеством, поэтому в Нем следует признавать только одно Божественное естество. Это лжеучение называется монофизитством, а последователи его называются монофизитами («одноестественниками»).

На Соборе присутствовало 630 епископов.

Собор осудил и отверг лжеучение Евтихия и определил истинное учение Церкви, а именно, что Господь наш Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек: по Своей Божественной природе Он вечно рождается от Отца, по Своей человеческой природе Он родился на земле от Пресвятой Девы и стал во всем подобным нам, кроме греха. При воплощении (рождении от Девы Марии) Божество и человечество соединилось в Нем, как едином Лице, неслиянно и неизменно, нераздельно и неразлучно.

Собор также составил 30 правил.

До сих пор монофизитской ереси придерживаются армяне, копты (Египет), сирийцы-яковиты, малабарцы в Индии.

ПЯТЫЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР – второй Константинопольский

Созван в 551 году, в Константинополе, при императоре Юстиниане I, по поводу споров между последователями Нестория и Евтихия. Главным предметом споров были сочинения трех учителей сирийской церкви, пользовавшихся в свое время известностью – Феодора Мопсуетского, Феодорита Кирского и Ивы Едесского, в которых ясно выражались несторианские заблуждения, а на Четвертом Вселенском Соборе ничего не было упомянуто об этих трех сочинениях.

На Соборе присутствовало 165 епископов.

Собор осудил все три сочинения и повторил осуждение ереси Нестория и Евтихия.

ШЕСТОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР – третий Константинопольский

Созван в 680 году, в Константинополе, при императоре Константине Погонате, и состоял из 173 святых отцов. Целью Собора было осуждение лжеучения монофелитов, которые, хотя признавали в Иисусе Христе два естества, Божественное и человеческое, но полагали, что Он имеет одну Божественную волю.

Защитниками и изъяснителями истинного учения Церкви явились Софроний, патриарх Иерусалимский и константинопольский монах Максим Исповедник, которому за твердость веры вырезали язык и отрубили руку.

Собор осудил и отверг ересь монофелитов, и определил признавать в Иисусе Христе две природы – Божественную и человеческую, и в соответствии с этими двумя природами – две воли, но так, что во Христе Его человеческая воля не противна Его Божественной воле, а покорна ей.

Через 11 лет Собор вновь открыл заседания в царских палатах, называемых Трулльскими, для решения вопросов по преимуществу относящихся к церковному благочинию. В этом отношении он как бы дополнил Пятый и Шестой Вселенские Соборы, потому и называется Пято-шестым.

Собор утвердил правила, которыми Церковь должна управляться, а именно: 85 правил святых Апостолов, правила 6-ти Вселенских и 7-ми поместных Соборов, и правила 13 Отцов Церкви. Эти правила впоследствии были дополнены правилами Седьмого Вселенского Собора и еще двух Поместных Соборов и составили так называемый «Номоканон«, а по-русски «Кормчая книга«, которая и является основанием церковного управления Православной Церкви.

СЕДЬМОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР – второй Никейский

Состоялся в 787 году, в г. Никее, при императрице Ирине. На нем присутствовало 383 отца. Собор был созван против иконоборческой ереси, возникшей за 60 лет до Собора, при греческом императоре Льве Исавре, который, желая обратить мусульман в христианство, считал необходимым уничтожить почитание икон. Эта ересь продолжалась при его сыне Константине Копрониме и внуке Льве Хозаре.

В ответ на проповедь ереси прп. Иоанн Дамаскин, живший в Палестине, подчинявшейся тогда арабам, написал «три слова в защиту святых икон». Там он неопровержимо доказал, исходя и из Священного Писания (Исх. 25:19; 26:31; 3 Цар. 6:23-28), и творений святых, что иконы не есть идол, а свидетельство боговоплощения, которому воздается почитательное, а не божественное поклонение.

Было постановлено, в согласии с апостольским преданием, почитать святые иконы, возводя поклонение не дереву и краскам, а тому, кто на них изображен. Но при этом поклонение должно быть почитательным, а не боголепным, служительным, которым мы почитаем только Творца (а на земле – св. Причастие). Так же, как и иконы, мы почитаем мощи, животворящий Крест и другие святыни, не считая их за богов, а прославляя Бога, явившего в них Свою вечную славу.

Через некоторое время после этого Собора иконоборчество вновь подняло голову, но было осуждено на Поместном Константинопольском Соборе 843 года, установившем праздник Торжества Православия. Этот праздник совершается в первое воскресенье Великого поста в благодарность Господу Богу, даровавшему Церкви победу над иконоборцами и всеми еретиками.

___________________

Использованная литература:

1. Закон Божий. Сост. протоиерей Серафим Слободской.

2. Священник Даниил Сысоев. Лекции по Закону Божию. Введение в Православное христианство. М., 2012.