Таинство Покаяния (Исповедь)

 

Исповедь.pngПокаяние есть таинство, в котором верующий исповедует (открывает устно) свои грехи Богу в присутствии священника и получает через священника прощение грехов от Самого Господа Иисуса Христа.

Еще Иоанн Креститель, подготовляя людей к принятию Спасителя, проповедовал «крещение покаяния для прощения грехов. … И крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои» (Мк. 1: 4-5). Затем Иисус Христос дал святым апостолам, а через них и всем священникам, власть прощать грехи: «Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20: 22-23). И апостолы, получив эту власть, совершали таинство Покаяния: «многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои» (Деян. 19:18).

В современной Церкви Исповедь обычно предшествует таинству Причащения, поскольку приготавливает души кающихся к участию в этой великой Трапезе.

Таинство Покаяния называют «вторым Крещением». Это связано с тем, что на Исповеди грешнику дается возможность восстановить благодать, полученную в святом Крещении. Кто-то из нас был крещен в младенчестве, кто-то в юности, кто-то в зрелые годы, а кто-то и в старости. Но у всех нас есть одно общее: мы не сохранили обеты, данные при крещении нами или нашими восприемниками от нашего имени. Крещение было нашим заветом с Богом, но мы этот завет нарушили своими грехами. Бог всегда оставался верен нам, мы же многократно оказывались неверными Ему, совершая грехи. Грехи – это духовная грязь, пятна на одежде души, а Исповедь есть баня, омывающая ее от этой грязи.

Неужели все люди грешники? – Библия говорит, что «нет человека, который не согрешил бы» (2 Пар. 6: 36), «нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» (Еккл. 7:20). Человеческая природа повреждена грехопадением первых людей, Адама и Евы, поэтому люди не могут прожить жизнь без греха. Только один Бог безгрешен. Но одни осознают себя грешниками и каются, а другие не видят за собой грехов. Апостол Иоанн Богослов пишет: «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1: 8-9). Осуждение, тщеславие, зависть, пустословие, неприязнь, насмешки, неуступчивость, лень, раздражительность, гнев – постоянные спутники человеческой жизни. На совести многих лежат и более тяжкие грехи: детоубийства (аборты), супружеские измены, обращение к колдунам и экстрасенсам, воровство, вражда, месть и многое другое.

Для чего мы каемся, если Господь и так знает все наши грехи? – Да, знает, но ждет от нас признания их: «я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои»» (Пс. 31:5). Приведем пример. Ребенок залез в буфет и съел все конфеты. Отец прекрасно понимает, кто это сделал, но ждет, когда сын сам придет и попросит прощения. И, конечно, в этот момент также ждет, что сын пообещает больше так никогда не делать.

Все ли грехи Бог прощает? – Нет греха непрощаемого, кроме того, в котором не каются. Милосердие Божие столь велико, что даже разбойник, распятый рядом с Христом, покаявшись в последние минуты жизни, первым вошел в Рай (см.: Лк. 23:43). Сколько бы грехов не было и как бы велики они не были, у Бога милосердия еще больше, потому что как Сам Он бесконечен, так и милость Его бесконечна.

Иногда говорят: «греши, воруй, разбойничай – все равно потом можешь покаяться», «пока молодой, буду грешить, потом в старости покаюсь». Так ли это? – Действительно, есть люди, которые воспринимают прощение грехов именно так. А таинство Исповеди представляют как некий душ для души, который можно принимать время от времени. То есть можно жить в грязи и не бояться: все равно потом все отмоется в душе. «Грязь не сало: потер – и отстало». Но такая «исповедь» пользы не принесет. Человек будет подходить к таинству не во спасение, а в осуждение. И формально «поисповедавшись», отпущения грехов от Бога он не получит. Дело в том, что грех – это не просто  нарушение заповеди. В своей физической жизни человек, получая раны, подхватывая вирусы, употребляя загрязненные и отравленные воду и пищу, наносит вред своему организму, нарушает его равновесие, растрачивает телесное здоровье. Так же и в духовной жизни: совершая грехи, человек нарушает духовные законы, постепенно утрачивает благодать Святого Духа, отдаляется от Бога, и так же постепенно отдает себя во власть дьяволу. Грех – это рана, наносимая человеком самому себе. Причем эта рана наносит вред не только душе, в некоторых случаях от нее страдает и физическое тело (возникают болезни). И даже раскаявшись, человек может нести последствия своего греха, подобно тому как у больного, переболевшего оспой, остаются на теле шрамы.

Что необходимо для прощения грехов?

Для получения прощения грехов в таинстве Покаяния со стороны исповедующегося человека необходимы:

1) вера в Господа Иисуса Христа и надежда на Его милосердие

Желающий исповедоваться должен свободно и сознательно верить в Живого Бога-Троицу – Отца, Сына и Святого Духа, и принимать Иисуса Христа, воплотившегося Бога Сына, как своего личного Спасителя, Искупителя, пострадавшего на Кресте за грехи всех людей. Тем, кто исповедуется в первый раз, при подготовке к исповеди нужно прочитать хотя бы одно из Евангелий, например, самое короткое – Евангелие от Марка, желательно с толкованием, комментариями.

2) знание основ христианской веры

Необходимо знать и понимать основные догматы христианского вероучения, которые отражены в православном Символе веры (есть в каждом православном молитвослове). С более подробным изложением нашей веры можно ознакомиться в таких книгах, как «Христианский катехизис» св. Филарета Московского, «Закон Божий».

3) искреннее сокрушение (сожаление) о своих грехах и готовность исповедать их устно перед свидетелем – священником

Как можно узнать, в чем я грешен? – Об этом можно узнать следующими способами:

– читая Евангелие, сравнить свою жизнь с заповедями Иисуса Христа;

– ознакомиться с примерным перечнем грехов;

– осознать и увидеть забытые и неосознаваемые грехи может помочь книга архимандрита Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения исповеди»;

– почитать покаянные молитвы по молитвослову, они тоже укажут на содеянные грехи;

– послушать голос своей совести, ее укоры и обличения;

– можно спросить о своих недостатках у близких людей, послушать отзывы о себе окружающих. В этом тоже, отчасти, есть правда о нас.

Важно понять, что знание о своих многих грехах, в числе которых могут быть и тяжкие, смертные – это не повод унывать и отчаиваться, это знание не должно пригнуть нас своей тяжестью к земле. Видение наших грехов должно обратить нас к Господу Иисусу, Спасителю грешников. Узнав о своей греховной болезни, нужно прийти к врачу – Христу и получить исцеление. Бог может избавить нас от власти дьявола. Освободить нас от того, что так мучает нас, что лежит невидимым, но тяжелым покровом на нашей душе.

При необходимости можно записать грехи на бумаге, чтобы не упустить чего-либо во время исповеди.

4) примирение со всеми ближними

Если мы просим у Бога прощения, то сами должны прежде простить наших ближних, а также примириться с теми, кого мы сами обидели. Христос говорит: «если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:15); «прощайте, и прощены будете» (Лк. 6:37); «каким судом судите, таким будете судимы» (Мф. 7:2). «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5: 23-24). Конечно, бывают ситуации, когда попросить прощения непосредственно у человека невозможно физически (уехал в другой город, потеряли с ним связь и т.д.), или нам тяжело простить обидчика. В таких случаях необходимо помолиться Богу об этих людях, о примирении с ними, попросить Его, чтобы помог простить.

5) твердое намерение исправить свою жизнь

Таинство Покаяния – не самоцель, а одно из важнейших средств благодатной помощи христианам в их духовной жизни, в деле исцеления от грехов и страстей. Церковная Исповедь – это важная и необходимая составляющая более широкого понятия, наверное, самого главного процесса в жизни человека, о котором и Христос, начиная свое служение, сказал в первую очередь – процесса покаяния. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2).

Напомним, что «покаяние» по-гречески – «метаноия», что переводится как «изменение ума», «переосмысление». Покаяние, это изменение жизни, начинается уже за какое-то время до исповеди. Так, еще до прихода в храм на Исповедь необходимо решительно отказаться от смертных грехов, от занятий, не совместимых с христианством, приложить усилия к отказу от греховного образа жизни. Раскаяние только на словах, без внутреннего желания исправить свою жизнь ведет к еще большему осуждению. Св. Василий Великий пишет: «Не тот исповедует грех свой, кто сказал: согрешил я, и потом остается во грехе; но тот, кто, по слову псалма, «обрел грех свой и возненавидел». Какую пользу принесет больному попечение врача, когда страждущий болезнью крепко держится того, что разрушительно для жизни? Так никакой пользы от прощения неправд делающему еще неправду, и от извинения в распутстве – продолжающему жить распутно». Недостаточно просто исповедовать грех, нужно приложить усилия к тому, чтобы победить наклонность к греху в своей душе. Так, врач удаляет раковую опухоль и назначает курс химиотерапии, чтобы победить болезнь, не допустить рецидива. Конечно, не просто сразу оставить страсть. Но кающийся не должен лицемерить: «Покаюсь, и дальше буду грешить». Необходимо приложить все силы, чтобы встать на путь исправления, больше не возвращаться к греху. При этом просить у Бога помощи для борьбы с грехом и страстями.

Когда и как проходит Исповедь?

Обычное время совершения Исповеди – перед Литургией или во время нее, перед Причастием. Иногда исповедуют на вечернем богослужении, иногда (при большом количестве народа) назначают особое время. Узнать о времени Исповеди необходимо заранее.

В начале совершения таинства, стоя перед иконами, крестом и Евангелием, лежащими на аналое (столике с покатой крышкой), священник читает молитвы, побуждая исповедующихся к чистосердечному раскаянию. По окончании этих молитв священник поворачивается лицом к собравшимся и произносит напутственное слово, начинающееся словами: «Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое…». По-русски это наставление звучит так: «Чадо! Христос невидимо стоит перед тобою, принимая исповедь твою. Не стыдись и не бойся, не скрывая ничего от меня, но скажи все, в чем согрешил, не смущаясь, чтобы принять оставление грехов от Господа нашего Иисуса Христа. Вот образ (икона) Его перед нами: я же только свидетель, чтобы свидетельствовать перед Ним все, что скажешь мне. Если же что-нибудь скроешь от меня, будешь иметь двойной грех. Пойми же, что ты пришел в лечебницу, не уйди отсюда неисцеленным».

Исповедующиеся один за другим подходят к священнику. Во время исповеди священник обычно стоит сбоку от кающегося, потому что человек исповедуется Богу, а не священнику, который есть только свидетель.

Как побороть чувство стыда на Исповеди? Чувство стыда на Исповеди естественно, оно и дано Богом, чтобы удерживать человека от повторения греха. Преодолеть стыд поможет понимание, что Церковь – духовная больница, а не судилище. Господь «не хочет смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез. 33:11). «Приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6:37), – говорит Христос.

На приеме у врача человек не стыдится рассказывать о своих телесных болезнях и даже показывать ему интимные места, так и на исповеди не нужно стыдиться открывать свои душевные недуги и скверные поступки священнику. Он не будет хуже относиться к вам, если узнает о вас страшные тайны. Священник сам грешный, и он понимает, как вам трудно бороться с грехом. Тем более если вы жили до этого не зная Бога. Он посочувствует вам, поможет. Но если все же очень стыдно сказать на исповеди о своих грехах, то можно написать их на листе бумаги и отдать священнику. Записку с грехами после Исповеди нужно уничтожить.

Исповедь должна быть полной, то есть необходимо исповедовать все свои грехи, ничего не скрывая и не откладывая «на потом». Нераскаянные грехи тяготят душу и готовят ей вечное осуждение.

Говоря о своих грехах, не стоит заботиться о том, как бы их «правильно» или «по-церковному» назвать. Надо называть вещи своими именами, обычным русским языком. Мы исповедуемся Богу, Который знает о наших грехах больше, чем мы сами, и, называя грех так, как он есть, Его мы точно не удивим.

После того как человек исповедал свои грехи и выслушал наставление священника, он обычно встает на колени (и лучше бы так сделать). Священник накрывает кающегося епитрахилью (так называется часть его облачения) и читает разрешительную молитву, через которую именем Иисуса Христа отпускает человеку все его грехи. Затем верующий встает с колен, и священник дает поцеловать крест и Евангелие – этим человек дает обещание, обет Богу не повторять тех грехов, в которых только что покаялся.

В отдельных случаях на Исповеди священник может назначить епитимию (в переводе с греческого – «запрещение»). Это духовное лекарство, средство помощи в борьбе с грехом, способ врачевания кающегося грешника. Епитимия может состоять, например, в воздержании на какое-то время от причащения, чтении особых молитв, совершении земных поклонов, творении дел милосердия – в зависимости от сил и возможностей кающегося.

Может ли священник рассказать кому-либо содержание исповеди? – Церковь обязывает священников хранить тайну исповеди. За нарушение этого правила священнослужитель может быть лишен сана.

Надо ли несколько раз исповедовать один и тот же грех? – Грехи, исповеданные и отпущенные священником ранее, повторять на исповеди не следует, поскольку они прощены. Но если с момента предыдущей исповеди они были повторены, то каяться необходимо снова. Исповедоваться необходимо и в тех грехах, которые были забыты ранее, но потом вспомнились.

С какого возраста нужно исповедоваться ребенку? Согласно традиции Русской Православной Церкви, дети начинают исповедоваться с семилетнего возраста, так как они к этому времени становятся способными отвечать перед Богом за свои поступки и бороться с грехами.

­­­­­­­­­­­­­­­­­­_________________

Литература:

  1. Справочник православного человека. Часть вторая: Таинства Православной Церкви. – М., 2007.
  2. Епископ Пантелеимон (Шатов). Семь вопросов про первую исповедь // Нескучный сад». – 2011. – № 5 (64).
  3. Священник Павел Гумеров. В помощь пришедшим на исповедь. http://pavel-gumerov.ru/book/v-pomow-prishedshim-na-ispoved

 

Читайте также:

 

Комментирование запрещено