Таинство Причащения и подготовка к нему

 

Литургия 2016 7Причащение (греч. евхаристия – благодарение) – самое главное таинство христианской Церкви, в котором верующий, под видом хлеба и вина, принимает (вкушает) самое Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это таинственно соединяется с Богом и делается причастником вечной жизни.

Слово «причащение» («причастие») происходит от слова «часть» и означает участие, причастность, соединение, приобщение, принадлежность к чему-либо.

Это таинство установил Иисус Христос накануне Своих Крестных страданий. Спаситель уже знал, что Ему предстоят арест, мучительная казнь и смерть, и устроил для Своих учеников прощальный ужин, тайную вечерю в Иерусалиме. Во время трапезы Он взял хлеб, разломил его, раздал ученикам и сказал: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое», а потом дал чашу с вином и сказал: «сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26: 26-28). При этом заповедал: «сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19).

И с тех пор это таинство постоянно совершается на главном христианском богослужении – литургии (в переводе с греческого – «общее дело»). Мы берем обычные земные продукты, плоды нашего труда – хлеб и вино – и приносим их Богу в бескровную жертву. Во время литургии, по молитвам всей общины верующих, совершается величайшее чудо: Дух Святой сходит на эти дары, и хлеб становится Телом Христовым, а вино – Кровью Христовой.

IMG_6465Со времен грехопадения, отступления от Бога наших прародителей Адама и Евы, человеческий род заражен грехом, и эта болезнь передается из поколения в поколение. Нет такого человека, который бы не был болен этой греховной порчей. Исцеление человечества Бог осуществляет в Самом Себе. Две тысячи лет тому назад Бог Сын воплотился на земле, стал Человеком, принял наше человеческое естество. Поэтому Иисус Христос является одновременно и Богом, и Человеком. Своим Божеством, Своей безгрешностью Христос исцелил человеческое естество в Себе Самом, и сделал его обновленным, очищенным, преображенным, насыщенным Божественностью. Как этот дар преображения передать людям, всем остальным? Для этого Спаситель и установил таинство Причащения. Таким образом падшее человечество получает возможность вновь соединиться со своим Творцом.

В качестве примера можно вспомнить подвиг врача, который заражает себя какой-либо страшной болезнью, чтобы найти средство ее обезвредить. Конечно, это опасный эксперимент. Но если врач побеждал болезнь, то его кровь становилась для человечества настоящим сокровищем. В крови такого человека образовывались антитела, противостоящие болезни, и он становился донором тысяч больных людей. Нечто подобное совершил для нас и Христос.

Причащение необходимо человеку для спасения, в соответствии со словами Спасителя: «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6: 53-56).

Подготовка к Причащению

В этом таинстве мы встречаемся с Самим Богом так близко, как никто не мог бы и представить себе. Приближаясь к Богу, мы приближаемся к огню, который может согреть, но может и обжечь или даже спалить дотла, из-за нашей неготовности принять его. Встреча с Богом предполагает Божий суд над человеком. Как говорит апостол Павел, «кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 11: 27-29).

Желающему причаститься необходимо быть каноническим членом Церкви Христовой, то есть он должен быть крещенным во имя Отца и Сына и Святого Духа и миропомазанным в Православной Церкви. Если вы не уверены, что вас правильно крестили (например, если вас крестили какие-нибудь бабушки) или вы приняли Крещение в других христианских конфессиях (не в Православной Церкви), обратитесь к священнику для решения этого вопроса.

Подготовка к Причащению состоит из внутренней (сущностной, основной) и дисциплинарной (вспомогательной) подготовки.

I. Внутренняя подготовка к Причащению (правильный настрой ума и сердца)

1.1.  Правильная вера

Евхаристия, по словам св. Иринея Лионского, является выражением христианской веры: «Наше учение согласно с Евхаристией, и Евхаристия в свою очередь подтверждает учение». Поэтому желающий причаститься должен твердо верить в Живого Бога-Троицу – Отца, Сына и Святого Духа, а также верить в то, что Иисус Христос – истинный Бог (Бог Сын, второе Лицо Святой Троицы) и истинный человек одновременно, единственный Спаситель всего человечества. Необходимо знать и понимать основные догматы христианского вероучения, которые отражены в православном Символе веры (есть в каждом православном молитвослове).

1.2. Понимание смысла таинства

Евхаристия – не просто символическое действие, совершаемое в воспоминание Тайной вечери, но сама Тайная вечеря, возобновляемая Христом и непрерывно продолжающаяся на каждой Литургии. Св. Иоанн Златоуст говорит об этом так: «Веруйте, что эта вечеря [т.е. отслуженная тогда св. Иоанном евхаристия] – все та же, на которой председательствовал Иисус. Нет никакого различия между этой Евхаристией и той». «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими…» («Вечери Твоей тайной сегодня, Сын Божий, причастника меня прими…»), – такими словами начинается одна из молитв, читаемых перед Причащением.

В Причастии верующему под видом хлеба и вина подаются истинные Тело и Кровь Христа. При этом христианин принимает то же самое Тело, которое родилось от Девы Марии, пострадало на кресте, умерло, воскресло и вознеслось к Отцу, и ту же самую Кровь, которая была пролита ради спасения мира.

Святое таинство Причащения – чудо мудрости Божией. Господь знает, что человек не может вкушать человеческую плоть и не может пить человеческой крови: от них отвращается его природа. Щадя это свойство нашей природы, Христос преподает нам Свои Тело и Кровь под видом хлеба и вина.

1.3. Искреннее желание

У человека должна быть духовная жажда причастия Тела и Крови Христовых, искреннее желание встречи и единства со Христом Спасителем. Верующий не может и не должен причащаться «формально», потому что «его так благословили», «попросили». Необходимо личное живое чувство невозможности жизни без Христа.

1.4. Примирение с ближними

В состоянии вражды, ненависти, обиды, злобы нельзя приступать к Причащению (это относится и ко всем другим церковным таинствам). Мы причащаемся любви Божией, и невозможно соприкасаться с ней сердцем, в котором есть злоба. Конечно, в жизни бывают самые разные ситуации, над которыми мы порой не властны, но, как говорит апостол, «если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12:18); то есть мы, со своей стороны, должны приложить все усилия, насколько это возможно, для примирения со всеми.

1.5. Осознание своей греховности и недостоинства

Как бы человек ни готовился к Причащению, сколько бы ни прочитал молитв и т.д., он все равно в сущности своей остается недостойным такой тесной встречи с Богом. Нет на земле человека, который мог бы по своим качествам соответствовать святости и божественности евхаристических Даров. Святые Тело и Кровь Христа – это Дары Божественные, и потому они настолько превосходят все человеческие достоинства и усилия, насколько Бог превосходит человека. Да и не может человек себя сделать соответствующим Богу. И поэтому нужно иметь всегда четкое понимание того, что Причастие есть, прежде всего, великий дар  Божий, незаслуженный с нашей стороны. Христос даровал нам, грешным и недостойным, вкушать Свои Тело и Кровь по Своему величайшему милосердию. В евхаристии выражается Его неизреченная любовь к людям, которых Он сотворил и о которых не забыл, после того как они добровольно отступили от Него. По этой любви Он Сам Себя принес в Жертву за все наши грехи и Сам Себя предлагает нам в пищу. И не просто предлагает, но и желает и заповедует, чтобы мы вкушали Его Тело и пили Его Кровь для нашего же собственного блага и вечного счастья – для истинной жизни нашей души, для нашего исцеления от греховной порчи и воссоединения с Богом. Поэтому Причастие нам необходимо, но, тем не менее, мы, желая причаститься, должны смиренно сознавать свое недостоинство и внутренне готовиться к принятию в себя Христа. Наша подготовка – это возможность достойным образом (насколько это под силу человеческой природе) принять этот Дар.

1.6. Покаяние, стремление к исправлению своей жизни

Главная же часть подготовки к Евхаристии состоит в том, чтобы жить по-христиански. Если мы причащаемся, но при этом не прилагаем усилий по исправлению себя, остаемся такими же, какими были раньше, если мы причащаемся, но реальных перемен в нашей жизни нет, то Причастие остается для нас тщетным. Более того, в таком случае оно может обратиться нам в осуждение. По словам апостола Павла, «кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11: 27-30).

Поэтому перед Причащением необходимо приложить усилия, чтобы очистить сердце от скверны грехов и страстей. Такой процесс называется покаянием, и он должен продолжаться в течение всей жизни. Важным является то, что необходимо еще до Причащения начать покаяние, это изменение жизни. Покаяние состоит в следующем:

1) увидеть свои грехи, осознать их;

2) сожалеть о содеянном, раскаяться;

3) отвратиться от грехов, прекратить совершать их, не возвращаться снова к ним (в первую очередь, особое внимание обратить на смертные грехи, с которыми необходимо решительным образом расстаться);

4) понуждать себя к исправлению, что предполагает борьбу со своими страстями, греховными навыками и совершение противоположным им евангельских заповедей и добродетелей, с упованием при этом на помощь Божию.

Святые отцы предупреждают нас о бесполезности и даже опасности причащения при отсутствии покаяния. Так, свт. Иоанн Златоуст пишет: «Ни крещение, ни отпущение грехов, ни ведение, ни приобщение тайн, ни священная трапеза, ни сподобление тела, ни приобщение крови, и ничто другое не может принести нам никакой пользы, если мы не станем вести жизнь честную, строгую и чуждую всякого греха». Как утверждает свт. Феофан Затворник, «вся благодать, идущая от Бога через святой Крест, святые иконы, святую воду <…> и др., включая Святейшее Причастие Тела и Крови Христовых, – имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан (без добродетелей)». По словам свт. Игнатия (Брянчанинова), христианину надлежит рассматривать себя, прежде чем он приступит к таинству Причастия, «и если он погряз в скверне греховной, да устранится страшного Причащения, чтоб не навершить и чтоб не запечатлеть грехов своих самым тяжким грехом – наруганием над Святыми Тайнами Христовыми, наруганием над Христом».

Когда мы не подходим со всей серьезностью к принятию Тела и Крови Христа, если в нас нет стремления жить по заповедям Евангелия, то после Причащения нам нисколько не станет лучше, а напротив, может сделаться еще хуже. Так, Евангелие повествует нам о человеке, который причастился в осуждение. Это Иуда, вместе с остальными учениками Христа присутствовавший на Тайной вечери. Он был свидетелем жизни Иисуса, слушателем Его учения, очевидцем совершенных Им чудес. Более того, он проповедовал о Христе вместе с другими апостолами, которых Христос посылал на проповедь. И, тем не менее, он причастился в осуждение. И произошло это потому, что он принял Хлеб из рук Господа в состоянии раздвоенности, когда, помимо Бога, для него появилась другая ценность, – деньги, – которую он, в конце концов, и предпочел Божественной Правде, с которой он встретился в лице Иисуса Христа. Так сердце Иуды было омрачено страстью сребролюбия. Евангелие говорит о страшном последствии его недостойного причащения: «и после сего куска вошел в него сатана» (Ин. 13:27). Почему это происходит? Благодать Божия отступает от дерзкого причастника, подходящего к Святым Дарам без должного покаяния, он лишается Божьего покрова и защиты, а диавол, видя такового беззащитным, впавшим в бесчувствие и развращение, смело нападает на него со всей силой. Именно так он поступил с Иудой, который был порабощен сребролюбием и готовился предать Спасителя, но дерзнул причаститься. Как Иуда после недостойного причащения стал орудием сатаны и совершил страшный грех, так и христианин, приступающий к таинству без веры и покаяния, может стать орудием злых духов и совершать тяжелые преступления.

II. Дисциплинарная (вспомогательная) подготовка к Причащению

2.1. Пост

Средством к более сосредоточенной духовной жизни в дни подготовки к таинству является пост (в церковной практике такой пост называется говением). При этом он включает в себя телесную и душевную стороны. Телесный пост предполагает воздержание от пищи животного происхождения (мясной, молочной, яиц). Душевный пост состоит в том, чтобы не рассеиваться умом по житейским мелочам, воздерживаться от мирских развлечений и удовольствий, беречь себя от чувства злобы и раздражения, удерживаться от осуждения, скверных мыслей, неполезных разговоров.

Продолжительность и мера поста перед Причащением могут быть разными в зависимости от внутреннего состояния христианина, а также объективных условий его жизни. В частности, при острых или хронических заболеваниях, требующих особого режима питания, а для женщин — при беременности и кормлении – пост может быть сокращен, облегчен или отменен. Это же касается и христиан, на временной или постоянной основе пребывающих в условиях светского общежития, предполагающего общее питание (войсковые подразделения, больницы, интернаты, спецшколы, места заключения).

В наши дни в Русской Православной Церкви сложилась практика, согласно которой человек, причащающийся несколько раз в году, постится три дня перед причащением. Приемлемой является также практика, когда причащающийся еженедельно или несколько раз в месяц, и при этом соблюдающий общецерковные многодневные и однодневные посты, приступает к Святой Чаше без дополнительного поста, либо сохраняя однодневный пост или пост в вечер накануне причащения. Решение по этому вопросу должно приниматься с благословения священника.

Накануне Причастия с 12 часов ночи начинается евхаристический пост – полное воздержание от пищи и питья до момента причащения. С древности принято приступать к Святой Чаше натощак. Об этом говорят и каноны Церкви: «Святое таинство олтаря да совершается людьми не ядшими» (41-е [50-е] правило Карфагенского Собора; подтверждено 29-м правилом Трулльского Собора). При этом требование евхаристического поста не применяется к младенцам, а также к лицам, страдающим тяжелыми острыми или хроническими заболеваниями, предполагающими неопустительный прием лекарств или пищи (как, например, при сахарном диабете), и к умирающим. В случае причащения за Божественной литургией, совершаемой ночью (на Пасху, Рождество и т.д.), продолжительность евхаристического поста составляет не менее 6 часов перед причащением.

Часто возникает вопрос: если кто-нибудь утром в день причащения, умываясь, чистя зубы или принимая душ, случайно проглотил немного воды, может ли он причаститься? Святитель Тимофей Александрийский отвечает так: «Он должен причаститься. Ибо иначе сатана, обретя случай удалить его от Причащения, чаще будет делать то же».

Лицам, состоящим в браке, в период подготовки к причащению необходимо воздерживаться от супружеской близости. 5 правило св. Тимофея Александрийского говорит о воздержании накануне причастия.

Христиан, подверженных вредной привычке табакокурения, Церковь призывает отказаться от нее. Тем, кто не имеет пока для этого сил, надлежит воздерживаться от курения с полуночи, а по возможности — и с вечера в канун причащения.

Церковные каноны запрещают причащаться в состоянии женской нечистоты (2 правило св. Дионисия Александрийского, 7 правило Тимофея Александрийского). Исключение может быть сделано в случае смертной опасности, а также когда кровотечение продолжается длительное время в связи с хроническим или острым заболеванием.

2.2. Домашняя молитва и участие в богослужении

Домашняя молитва включает в себя, кроме обычных утренних и вечерних молитв, обязательное чтение накануне причастия «Последования ко Святому Причащению». По традиции Русской церкви, обычно читаются также три канона: покаянный канон Господу, молебный канон Пресвятой Богородице и канон Ангелу-хранителю. Можно читать эти каноны в течение нескольких дней перед причастием.

Так как храмовое богослужение позволяет лучше подготовиться к литургии – вершине всех церковных служб, накануне причащения нужно постараться придти в храм и помолиться вместе со всеми на вечернем богослужении.

Однако следует отметить, что сложившиеся требования молитвенной подготовки к причащению – не догматы, а только традиции Церкви, направленные на то, чтобы «расшевелить» душу, вызвать покаянные чувства, духовно настроить человека к приобщению Богу. Св. Иоанн Кронштадтский говорил: «Некоторые поставляют все свое благополучие и исправность пред Богом в вычитывании всех положенных молитв, не обращая внимания на готовность сердца для Бога, на внутреннее исправление свое; например, многие так вычитывают правило к причащению. Между тем здесь прежде всего надо смотреть на исправление и готовность сердца к принятию Святых Таин; если сердце право стало во утробе твоей, по милости Божией, если оно готово встретить Жениха, то и слава Богу, хотя и не успел ты вычитать всех молитв. <…> Бог смотрит не на множество слов, а на расположение сердца. Главное дело – живая вера сердца и теплота раскаяния во грехах».

2.3. Исповедь

Готовящемуся причаститься необходимо совершить испытание своей совести, искреннее раскаяться в содеянных грехах и открыть их перед священником в таинстве Покаяния (исповеди).

Желательно исповедоваться вечером накануне дня причащения. В крайнем случае, можно исповедаться и в самый день причащения, утром.

Причащение младенцев и детей

Церковь крестит и причащает младенцев по вере их родителей. Поэтому крайне желательно, чтобы их причащение совершалось совместно с семьей или хотя бы вместе с одним из родителей. Ситуация, когда регулярно и часто причащают маленьких детей, а родители причащаются несколько раз в год или не причащаются вовсе – ненормальна. Для Церкви очень важно участие в Евхаристии всей семьи.

Первая исповедь перед причащением, согласно 18-му правилу Тимофея Александрийского, совершается по достижении возраста десяти лет, но в традиции Русской Православной Церкви первая исповедь происходит, как правило, в возрасте семи лет.

Для детей до трех лет евхаристический пост не является обязательным. По традиции, с трехлетнего возраста детей в православных семьях постепенно приучают к воздержанию от пищи и питья перед причащением Святых Таин. К семилетнему возрасту ребенок должен твердо привыкнуть причащаться натощак. С этого же времени следует учить ребенка прочитывать молитвы к святому причащению, содержание и объем которых определяются родителями в соответствии с возрастом, духовным и интеллектуальным развитием ребенка.

Во время Причащения

Причащение совершается в конце Литургии.

Во время выноса Святых Даров из алтаря надо сделать по мере возможности земной поклон.

Затем сложить руки крестообразно на груди – правую руку поверх левой, и с таким сложением рук причащаться; отходить от Чаши нужно не разнимая рук.

Подходить к Чаше надо с правой стороны храма, а левую оставлять свободной.

К Чаше подходят по очереди. При этом первыми причащаются служители алтаря, затем монахи, дети, мужчины и женщины. Нужно уступать ближним дорогу и ни в коем случае не толкаться.

Недопустимо причащаться с накрашенными губами.

У Чаши креститься запрещено! Поднимая руку для крестного знамения, можно случайно толкнуть священника и разлить Святые Дары.

Нельзя трогать Чашу руками и целовать руку священника.

Подойдя к Чаше, громко и отчетливо назвать свое имя, полученное в крещении. Затем широко открыть рот и принять Святые Дары, разжевать (если это необходимо) и немедленно проглотить. Не крестясь, поцеловать нижний край Чаши, символизирующий ребро Христово, из которого истекла кровь и вода после Его распятия.

После этого сразу отойти к тому месту в храме, где раздают причастникам запивку (как правило, разведенный теплой водой кагор) и кусочки просфоры. Это делается для того, чтобы ни одна мелкая частица Тела Христова не осталась во рту.

Когда причащается младенец, его нужно положить на правую руку (как при кормлении грудью), лицом вверх и в таком положении причащать.

После Причащения

Придя домой, необходимо, прежде всего, возблагодарить Господа за Его величайшую милость, прочитав благодарственные молитвы по Святом Причащении.

После причастия нужно быть особенно внимательным к своей душе, хранить себя от греха, от пустых разговоров и развлечений. Время после причащения лучше всего посвятить молитве, чтению духовной литературы, творению добрых дел.

В день причащения не совершаются земные поклоны, за исключением поклонов перед плащаницей Спасителя в Великую субботу и коленопреклонных молитв в День Святой Троицы.

__________________

Литература:

  1. Об участии верных в Евхаристии. http://www.patriarchia.ru/db/text/3981166.html
  2. Митрополит Иларион (Алфеев). О Святом Причащении. http://www.pravmir.ru/o-svyatom-prichashhenii/
  3. Архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан. «Нужно всеми силами избегать “механического участия” в таинствах». http://www.pravoslavie.ru/61210.html
  4. Архимандрит Феогност (Пушков). Правило подготовки православного христианина к причащению Божественных Таинств Христовых. http://www.religion.in.ua/main/23649-pravilo-podgotovki-pravoslavnogo-xristianina-k-prichashheniyu-bozhestvennyx-tainstv-xristovyx.html
  5. Игумен Петр (Мещеринов), Александр Боженов. О необходимости для истинного христианина постоянного, непрестанного причащения Святых Христовых Таин. http://azbyka.ru/o-neobxodimosti-postoyannogo-prichashheniya-svyatyx-xristovyx-tain
  6. Огласительные беседы на приходе Крестовоздвиженского храма г. Уфы / ОРОиК Уфимской епархии РПЦ.
  7. Митрополит Николай (Ярушевич). Причащение // Православная газета. – 2002. – № 7.

 

Комментирование запрещено