27.05.2025

29 мая 2025 года православные христиане отмечают великий праздник Вознесения. Это событие произошло спустя сорок дней после воскресения Иисуса Христа. Вознесением на небо закончился земной путь нашего Спасителя, завершился Его подвиг ради спасения человечества. Но с момента вознесения Христос не оставил нашего земного мира – Он невидимо пребывает с нами Своим Духом.
Из проповеди митрополита Илариона (Алфеева) на праздник Вознесения 6 июня 2019 года
«Вознесение Господне – одно из главных событий Священной истории, о котором мы читаем в книге Деяний святых апостолов, а также в Евангелии от Луки и коротко в Евангелии от Марка; это завершение подвига, совершенного Господом нашим Иисусом Христом, подвига, который святые отцы назвали малопонятным термином «домостроительство спасения». Под этим термином понималось все, что замыслил Господь в отношении спасения человека, после того как человек впал в грехопадение и преслушание Божественной заповеди. И для того, чтобы искупить людей от вины за грех (искупить не только первого человека, согрешившего впервые, но всех и каждого, кто жил во времена Иисуса Христа, и все последующие поколения), Господь послал в мир Своего Единородного Сына, чтобы Он взял на Себя грехи мира и принес Себя в жертву за каждого человека.
Мы никогда не сможем до конца понять и объяснить, почему понадобилась именно такая жертва, почему Богу было угодно спасти нас именно таким способом. Но мы знаем, что Господь послал в мир Своего Сына по Своей неизреченной любви к людям. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3. 16). И подвиг, который совершил Господь Иисус Христос, заключался в том, что Сын Божий принял послушание от Своего Отца, исполнив Его волю. Христос пришел в этот мир, жил среди людей, проповедовал и совершал чудеса, и Богу было угодно, чтобы Он отдал Свою жизнь за людей, ибо так было предначертано в плане домостроительства спасения рода человеческого.
Событие, которое мы вспоминаем сегодня, завершает земную жизнь Иисуса Христа. Вознесение Господа на небо, как говорит нам автор книги Деяний, последовало спустя сорок дней после воскресения Христова. Воскресший Господь неоднократно являлся Своим ученикам, и они имели возможность убедиться в том, что перед ними не призрак, не кто-то другой, а именно Иисус Христос, их Учитель, Которого они знали и любили. И когда после явлений Спасителя, вера учеников в воскресшего Господа окрепла и они перестали сомневаться в том, что перед ними именно Христос, Ему было благоугодно взойти туда, откуда Он пришел.
Иногда спрашивают: что стало с земным телом Господа Иисуса Христа после того, как Он воскрес? На этот вопрос отвечает сегодняшний праздник: земное тело Христа вознеслось к Небесному Отцу. Господь наш Иисус Христос пребывает со Своим Отцом так же, как Он и всегда пребывал вместе с Ним. Но только после Своего воплощения, после Своей смерти и воскресения Он вознес к престолу Небесного Отца Свое человеческое тело, тем самым открыв всякой плоти путь к воскресению. Он показал, что и всех нас ожидает воскресение, ибо оно обещано каждому.
Когда Господь Иисус Христос вознесся на небо, ошеломленные ученики продолжали долго стоять и смотреть Ему вслед. Тогда явились перед ними ангелы и сказали: «Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1. 11).
Здесь говорится о втором пришествии Господа Иисуса Христа – событии, которого Церковь ожидает уже две тысячи лет. О признаках второго пришествия Господь Иисус Христос неоднократно говорил Своим ученикам, в том числе в последние часы Своей земной жизни, в беседе на Тайной вечере. Второе пришествие Иисуса Христа будет отличаться от первого. Господь явится во славе, чтобы подвести итог как всей человеческой истории, так и жизни и судьбе каждого человека; Он придет, чтобы отделить овец от козлов, поставив одних по правую сторону, а других по левую, чтобы одним даровать Царство Небесное и жизнь вечную, а других определить в место мучения, которое они сами для себя уготовали своими грехами, сопротивлением Его Божественной воле и нежеланием исполнять Его Божественные заповеди.
Обо всем этом нам рассказывает святая Церковь, и вся наша жизнь озарена присутствием Господа. Своей плотью Господь вознесся на небеса, но Своим Духом Он пребывает вместе с нами. Он не разлучился с нами, когда Его тело вознеслось туда, где Он всегда пребывал – к Небесному Отцу. Он продолжает жить среди нас, продолжает управлять Церковью, которую создал, через тех, кого Он поставляет – через епископов, священников. Он управляет общиной, которую создал Сам. Он присутствует в нашем храме всякий раз, когда мы здесь собираемся, когда совершаем Божественную литургию <…>»
____________
Источник: hilarion.ru