раба Божья Юлия спрашивает:
Здравствуйте батюшка. Как вы относитесь к кодированию по методу Довженко?
протоиерей Виктор Киселев отвечает:
Словом «кодирование» доктор Довженко назвал разработанный им в середине 80-х годов XX века «новый метод» лечения алкоголизма.
На самом деле комплекс простейших процедур, называемый ныне «кодированием», известен с древних времен. Этим методом пользовались еще жрецы древнего Египта. В классической психотерапии он носит название «шоковой терапии».
Целью «шоковой терапии» является вселение в пациента чувства страха (или, наоборот, благоговения) по отношению к какому-либо явлению, веществу или человеку. Состоит этот метод из двух кратких этапов, которые, как правило, проводятся в один день, друг за другом.
На первом этапе психотерапевт читает для группы пациентов лекцию-внушение, во время которой монотонным гипнотическим голосом объясняет задачу терапии — например, прекращение употребления героина или алкоголя, и рассказывает о потрясающих результатах лечения (настраивает на эффект).
После группового внушения проводится собственно «стрессотерапия» или «кодирование». Что именно с больным делают в этот момент, решающего значения не имеет. Главное, чтобы пациент испытал какие-либо резко отрицательные и неожиданные ощущения.
Сам А. Р. Довженко придумал брызгать в горло пациенту на вдохе струю хлорэтила. Хлорэтил — это известная нам с детства «заморозка», дешевый препарат для местного обезболивания. Доктор Довженко, естественно, не рассказывал пациентам про хлорэтил, а называл его разработанным им самим «секретным» препаратом для «кодирования».
Брызгая хлорэтилом в горло и, одновременно, надавливая на точки выхода глазного нерва в районе бровей, Довженко объявлял пациенту, что теперь он «закодирован» на определенный срок. И если он будет пить (употреблять наркотики) до истечения этого срока, то с ним могут возникнуть различные неприятности (инсульты, параличи и т. д. и т. п.).
И все…
Этот кристально чистый обман в нашей стране уже долгие годы называют «психотерапией».
Такие методы в медицине возможны только в силу дикости и необразованности самих пациентов, их первобытной надежды на «волшебную палочку».
Т.е., Юлия как Вы понимаете — это «развод» чистой воды))) Когда Довженко был жив и все ехали в Феодосию к нему на сеансы, он еще мог держать ареол таинственности всего происходящего и успех некоторый был, сейчас же, когда массовость применения этого метода такова, что едва ли не каждая вторая медсестра может им пользоваться, то эффективность метода упала до 2-3%))) Но даже и эти цифры приводят в удивление — народ все-таки дикий у нас)))
Что касается православного отношения к этой проблеме — по счастью, все-таки, думаю, нет на земле человека, который мог бы кого-то закодировать и поставить некий код в голову, хотя попытки такие наблюдаются и опыты проводятся, просто прием наркотиков и алкоголя — сложнейший волевой акт, именно волевой, и если человек не напрягает эту волю сам, то любые попытки приносят поражение только, а еще более страшно то, что при таких вот «кодированиях» малообразованные личности вмешиваются в бессознательное человека и чаще всего наносят серьезный вред психическому здоровью, а следовательно (или в первую очередь даже) душе.. Но выбор всегда остается за человеком!
раба Божья Валентина спрашивает:
Моя коллега по работе назвала дочь своим именем,а сын у неё носит имя своего отца.Мне непонятно:зачем и правильно ли это,кстати не единичный случай?
протоиерей Виктор Киселев отвечает:
Как называть детей в семье — это личное дело родителей. Опираясь на свой вкус и традиции родители вправе выбирать имена детям. Никаких правил и ограничений в этом вопросе нет и быть не может.
Михаил спрашивает:
Здравствуйте.
Интересуюсь историей Церкви. Возник вопрос по преодолению последствий церковного раскола 17 века.
Соборами 17 века на всех православных, молящихся двуперстно, были положены клятвы, отменённые Поместным Собором РПЦ 1971 г. и архиерейским Собором РПЦЗ 1974 г.
Архиереями РПЦЗ в 2000 г. было принято покаянное обращение к старообрядцам http://edinoslavie.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=387 , в котором было выражено сожаление о жестоких гонениях на них, которые вдохновлялись и некоторыми архиереями тех времён. В обращении было испрошено прощение у нынешних старообрядцев за те гонения на их благочестивых предков. В РПЦЗ с момента снятия клятв на всех православных двуперстников до момента появления архиерейского обращения к старообрядцам прошло 26 лет. В РПЦ с момента снятии клятв прошёл 41 год. Мне до сих пор не встретилось НИ ОДНОЙ отрицательной оценки того обращения кем-либо из священнослужителей РПЦ, а подобного обращения от РПЦ до сих пор нет. Отсюда и возникает вопрос. Как Вы думаете, ПОЧЕМУ архиереи РПЦ до сих пор не обратились к старообрядцам подобным образом?
По-моему, логичный и конкретный вопрос.
Мои попытки отыскать ответ на него до сих пор оказались недостаточно успешными.
Если Вы посчитаете возможным ответить мне, привлекаю Ваше внимание к факту, что имею некоторый уровень знаний по истории возникновения и углубления раскола, которые мне удалось обрести после ознакомления с трудами известных, авторитетных в РПЦ церковных историков.
В данный момент мне уже известно:
1) известны основные конкретные факты возникновения и существования раскола;
2) известны цитаты св. Отцев о старообрядцах, в т.ч. преп. Серафима Саровского, свт. Димитрия Ростовского и др.;
3) известны формулировки обвинений в адрес старообрядцев;
4) известно, что чрезмерное углубление в исторические, догматические и богословские подробности произошедшего раскола мне видятся в возможном ответе уводящими от конкретики: вряд ли архиереи РПЦЗ не учли тех подробностей, обращаясь к старообрядцам;
5) известно о существовании многих старообрядческих согласий;
6) известно, что гнала старообрядцев именно гос. власть, а не церковная, но вдохновляли-то её на гонения как раз некоторые священнослужители;
7) известно, что использование в качестве аргумента об отсутствии обращения архиереев РПЦ невозможность покаяния за чужой грех не соответствует действительности: такое покаяние возможно, и тому готов привести немало авторитетных для РПЦ мнений, если пожелаете. Да и на примере покаяния за чужой грех в св. Предания, упоминаемом в тексте обращения архиереев РПЦЗ, видно, что это возможно;
8) известно отношение высшего руководства РПЦ к вопросу о законности нынешних поповских старообрядческих согласий;
9) известны соборные решения РПЦ в отношении старообрядцев и высказывания высшего руководства РПЦ об отношениях с ними;
10) известно отношение старообрядцев к РПЦ;
11) известна роль патр. Никона, государя и греческих реформаторов в произошедшем расколе;
12) известно, что РПЦ и РПЦЗ в 2000 г. не имели евхаристического общения между собой.
Повторение уже известных мне вышеперечисленных фактов в Вашем возможном ответе, как мне видится, лишь отнимут Ваше время и может сделать ответ на мой вопрос неконкретным.
Простите.
Если у Вас нет ответа на мой вопрос, буду признателен, если найдёте возможность так и написать мне.
Если у Вас есть ответ на него, буду признателен, если найдёте возможность обосновать его.
Итак, вопрос очень краткий: П О Ч Е М У ?
Простите ещё раз.
Прихожанин храма РПЦ МП
Михаил.
Руководитель миссионерского отдела Уфимской митрополии РПЦ Розенфельд Вадим отвечает:
Здравствуйте, Михаил!
Во первых, простите за некоторое промедление с ответом, во вторых позвольте от всей души за него поблагодарить. Вопрос острый, конкретный, и говорит о Вашем неравнодушии к Церкви.
Собственно, ответ Вы уже отчасти дали. Говорить о «гонениях» на старообрядцев можно только со стороны государства. Мне неизвестен ни один приговор именно церковного суда, по которому старообрядцы подверглись бы физическим репрессиям. РПЦ не обладала для того полномочиями.
О письме РПЦЗ. Я его прочитал и оно мне не понравилось, простите. Налет какой-то истеричности и «отчаянности», что ли…Вполне отражает состояние РПЦЗ на 2000 год – предчувствие раскола, лихорадочные поиски союзников. Михаил, таковые письма, на мой взгляд, носят коньюктурно- политический характер. Пример подал Ватикан- извинения за инквизицию,за Галилея(или Д.Бруно,не помню,простите) и т.п. Все это политические реверансы. За Варфоломеевскую ночь они прощения.почему то не попросили. Михаил, письмо- это мнения частных лиц. Голос Церкви может прозвучать только на соборах. И на Поместном Соборе 1971 г.. этот голос прозвучал. Снятие проклятий между христианскими Церквями,- это очень важно, это прекрасно, это пример. Здесь все- и признание, и восстановление общения, и извинения тоже,если хотите. Никакое письмо с покаяниями Соборного гласа не заменит.
Теперь об извинениях. Вы увлекаетесь историй Церкви,видно,что много читали,значит знаете, что многочисленные церковные расколы за всю историю христианства, это такой клубок, который размотать «с конца» невозможно. Искать эти «концы», т.е. причины, значит вытаскивать противоречия многосотлетней давности. Почти все они очень локальны и имели., как правило, строго местное и коньюктурное значение. Просить в данном случае прощения. так же нелепо. как требовать у Франции извинений за нашествие Наполеона. Да и говорить о безусловной вине РПЦ перед старообрядцами- по меньшей мере поспешно.. Реформы патриарха Никона спорны, согласен. Но раскол, собственно раскол – начали именно вожди старообрядчества. Поднявший же меч…увы. Зачинщики, и стой и с другой стороны уже перед Высшим судом, Михаил. Нам же нужно всечастно молить Бога что бы уберег нас от новых расколов, которые,увы, происходят. Требование извинений и покаяний ни к чему.кроме ненужных выяснений отношений и вражды не приведет. По моему разумению, нужно вооружится максимальной терпимостью и помнить слова бл.Августина-« В главном единство.во второстепенном –многообразие и во всем- любовь.»
С уважением В.Розенфельд.
Руководитель миссионерского отдела Уфимской митрополии РПЦ
раба Божья Любовь спрашивает:
Можно ли после причастия прикладываться к иконам,вставать перед ними на колени?
протоиерей Виктор Киселев отвечает:
Не следует целовать икон и прочих святынь в тот промежуток времени, когда причастник направляется к месту, где ему нужно запить Причастие потому что на устах причастника может остаться часть крови Господней, которая может оставить след на иконе. После того, как причастник запил Причастие, можно целовать иконы и прочие святыни, в том числе и руку священника.
После Причастия действительно не стоит вставать на колени. Земные поклоны знаменуют собой наше греховное падшее состояние, а восстание от земли после поклона знаменует собой наше спасение, которое совершил Господь. Причастившись Святых Христовых Таин верующие люди необыкновенным образом соединяются с Творцом — это и есть суть нашего спасения. Поэтому когда мы совершаем благодарственную молитву после Причастия, нам заповедано традицией Церкви прославлять Бога стоя, а не коленнопреклонно, что знаменует собой восстановление нас от греховной скверны благодаря Причастию.
Валентина спрашивает:
У моего мужа очень тяжелый период в жизни. Во всем разуверился. Апатия, депрессия. Страюсь ему помочь, все бесполезно. Сама уже отчаялась. Что делать?
протоиерей Виктор Киселев отвечает:
Апостол Павел в своих посланиях возвеличивает брачный союз до уподобления его союзу Христа и Церкви. Он говорит: «…и будут двое одна плоть» (Еф. 5, 22-25, 28-32). И соединенные узами брака мужчина и женщина являют собой одно целое. Поэтому если одной половинке этого целого становится невыносимо тяжко в какие-то моменты жизни — вторая берет на себя, кроме сопереживания, еще и поддержку и молитву за супруга. Но обязательно нужно выяснить конкретные причины этого состояния у мужа. А лучше всего было бы прийти в храм и побеседовать лично со священником.
Алексей спрашивает:
Цитирую «Женя спрашивает:
Скажите, пожалуйста, сколько стоит заочное отпевание в Уфе и как лучше сделать для умершего: заказать в церкви землю или пригласить Батюшку на кладбище (Тимашево) ? Спасибо.
протоиерей Виктор Киселев отвечает:
Отпевание заочное стоит как и надгробное — две тысячи, а отпевать усопшего нужно в храме.»
отпевание НИЧЕГО НЕ СТОИТ, т.к. существует такое понятие как «рекомендуемое пожертвование». А если отпевание что-то стоит, то возникает вопрос: платите ли вы подоходный налог?
протоиерей Виктор Киселев отвечает:
Оформляют отпевание в храме и пожертвование за него идет в кассу храма, а не священнику. А подоходный налог священники платят как и все — на общих основаниях.
Димидрон спрашивает:
Здравствуйте! Зачем у вас на сайте есть раздел «форум», если он не используется?
модератор отвечает:
Приглашаю Вас к сотрудничеству в разработке сайта и запуску форума — нет рук, поэтому форум и не используется
раба Божья Любовь спрашивает:
Я взрослый человек,а с детства боюсь темноты и смотреть на лицо покойника.Исповедуюсь,причащаюсь,соборовалась,регулярно заказываю Требы,подаю милостыню,посылаю пожертвования в монастыри, читаю молитвы,духовную литературу,прикладываюсь к мощам Святых,читаю 40 раз Богородицу и Отче наш на ночь,а страх все не проходит.Я не боюсь умереть и знаю,что бояться нужно только Господа Бога нашего,многие годы смиренно терплю муки страха,я просто устала.Что делать?Прошу Вашего совета и молитв.
протоиерей Виктор Киселев отвечает:
Людей совершенно ничего не боящихся нет. Многие боятся темноты и покойников. Надо принимать это как особенность характера и не делать из этого проблемы. Или просто перестать бояться как в сказке о зайце который всего боялся. Ему надоело бояться и он сказал: «Ничего не боюсь, даже волка не боюсь!» и с тех пор перестал бояться. Это в сказке — в жизни сложнее, но не надо делать из этого трагедию.
раба Божья Анастасия спрашивает:
Почему постятся в понедельник?
модератор отвечает:
Приносим извинения за задержку с ответом. Пост в понедельник необязателен для мирян.Это монашеская традиция. Понедельник, по уставу Церкви посвящен небесным бесплотным силам. А монашество называют равноангельским образом. Более подробно о постах в среду и пятницу можно прочитать здесь http://azbyka.ru/days/sreda_piatnica.shtml. Всего доброго!
Елена спрашивает:
Здравствуйте,объясните пожалуйста для чего нужно читать акафисты?
протоиерей Виктор Киселев отвечает:
Акафист – это особый чин торжественных, т.е. хвалебных песнопений в честь Господа, Божией Матери и святых. Наравне с молитвой он имеет чудотворную силу. Акафист привлекателен для всякой молитвенно настроенной души. Поэтому их читают для утешения, разрешения дел, помощи в тяготах.
лариса спрашивает:
Здравствуйте,подскажите пожалуйста дату когда можно крестить ребенка по имени Елена?Ведь наверняка существует какая то дата?!
протоиерей Виктор Киселев отвечает:
Крестить ребенка нужно как можно раньше, никаких дат для крещения не существует. Перед крещением необходимо пройти оглашение, см. здесь http://www.andrey-one.prihod.ru/obyavleniya.
Женя спрашивает:
Скажите, пожалуйста, сколько стоит заочное отпевание в Уфе и как лучше сделать для умершего: заказать в церкви землю или пригласить Батюшку на кладбище (Тимашево) ? Спасибо.
протоиерей Виктор Киселев отвечает:
Отпевание заочное стоит как и надгробное — две тысячи, а отпевать усопшего нужно в храме.
раб Божий Андрей спрашивает:
Каким Cвятым нужно молиться,чтобы сдать выпускные экзамены?
протоиерей Виктор Киселев отвечает:
Чтобы благополучно сдать экзамен нужно прежде всего читать учебники и проявлять прилежание в учебе. Основная молитва наша всегда возносится к Богу, а святые — они как помощники. Святые получили благодать помогать людям от самого Бога. Можно просить помощи у преподобного Сергия Радонежского, великомученицы Екатерины, святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Но надо помнить, что экзамены все равно придется сдавать самому. Божией помощи Вам!
Елена спрашивает:
Здравствуйте батюшка,Мне 42 года,я больна мне предстоит операция по удалению матки.Это,возможно моя расплата за грех аборта,сейчас детей у меня нет.Я не расстраиваюсь,каждый получает,что заслуживает.Вообще у меня нет здорового органа все в опухалях.Мы с мужем верующие,ходим в храм благодарим за все бога.Может быть Вы знаете батюшка к каким святым источникам можно поехать в моем случае,лучше конечно на урале,далеко ехать дорого.Я все равно верю ы чудо.Заранее спасибо за ответ,и помощи Вам Божьей в Вашем нелегком служении
протоиерей Виктор Киселев отвечает:
Исцеляют не источники — исцеляет Бог. Благодать во всех источниках одинаковая. Все дается человеку по вере. Можно съездить в Табынск, там есть святые ключи. Просите у Бога и дастся вам! Божией помощи!
Алина спрашивает:
Скажите пожалуйста, сколько раз можно быть крестным. Мы хотим крестить сына, выбрали для него крестного отца, которому можем его полностью доверить, но он является крестным отцом уже трем детишкам. Есть ли какие-либо ограничения? Если нет, то необходимо ли ему пройти беседуя, если ранее он ее уже проходил? И еще один вопрос. Можем ли мы с мужем креститься в один день с ребенком? Заренее благодарю за ответ!
протоиерей Виктор Киселев отвечает:
Крестным можно быть хоть сколько раз. Количество крестников определяется не какими-то внешними ограничениями, а тем внутренним вопросом, который мы должны себе задать: есть ли у меня силы души и внешняя возможность для того, чтобы и об этом крестнике проявлять заботу, попечение и нести труд его молитвенного поминовения? И поэтому у многодетных духовно родителей больше ответственности и забот. Надо помнить, что крестные несут полную ответственность наравне с родителями до совершеннолетия своего чада за его православное воспитание и образование. Фактически они и есть вторые родители. Крестные должны быть не только крещеными, но и воцерковленными людьми. Если папа и мама ребенка являются его физическими родителями, то крестные являются его духовными наставниками, они обязаны помочь крестнику стать православным человеком. При крещении ребенка они дают серьезные обеты перед Господом. Человек, не знающий вероучения и законов Церкви, не живущий церковной жизнью, не сможет быть духовным воспитателем мальчика или девочки.
Огласительную беседу все же нужно пройти, не помешает. Необходимо знать наизусть Символ Веры. А также должны посетить Богослужение, накануне или в день Крестин.
Что касается крещения детей вместе с родителями, то можно родителям и вместе с детьми креститься. Сложно себе представить, что дети будут воспитываться в традициях христианства, если родители сами не исповедуют веры во Христа. Церковь благословила крестить детей с младенческого возраста. Но сам младенец не может дать сознательную присягу на верность Богу, и за него это делают его крестные родители. Они наравне с родителями фактическими несут ответственность за формирование духовности у ребенка, поэтому родителям также необходимо учиться основам веры.
раб Божий Алексий спрашивает:
Что делать с прошлогодней вербой, зеленью и т.д., которые освящаются в храме на праздники?
модератор отвечает:
Можно принести их в храм и отдать на сжигание работникам церкви, а можно сжечь аккуратно самим. Лучше это сделать не в яме с мусором. Божией помощи Вам!
Валентина спрашивает:
40-дневные поминки приходятся на 11 апреля-неделя страстная, поминки делать нельзя, возможно ли перенести, ведь вроде бы эти поминки нужно проводить день в день, или вовсе не проводить?
протоиерей Виктор Киселев отвечает:
В 40-й день, на который бы день он ни пришелся, совершается панихида в храме и поэтому поминки не переносятся, а проводятся по постному чину.
Мария спрашивает:
Скажите как правильно отпевать покойника: нужно ли обращаться для этого в церковь или достаточно воспользоваться услугами ритуального бюро, в их услуги тоже входит отпевание?
протоиерей Виктор Киселев отвечает:
Для отпевания усопшего православного нужно обращаться в церковь. Отпевают усопших в храме. Если по каким-то причинам это затруднительно, допускается отпевание на дому или заочно.
Церковь на официальном уровне не сотрудничает с бюро ритуальных услуг и не гарантирует, что предлагаемые священники являются действительно православными священниками, а не самозванцами.
раба Божья Анастасия спрашивает:
Многие люди в первый день Пасхи ходят на кладбище.Правилен ли этот обычай?
протоиерей Виктор Киселев отвечает:
В первый день Пасхи мы празднуем торжество победы жизни над смертью, и ходить на кладбище не положено. Для пасхального поминовения усопших церковь предлагает вторник второй недели по Пасхе — Радоницу. Мы приносим радостную весть о Воскресении Христа своим усопшим близким.
раба Божья Любовь спрашивает:
Сколько раз можно собороваться?
протоиерей Виктор Киселев отвечает:
Если благословляют, то можно собороваться в каждом посту. И еще во время болезни.