Что такое грех?
По определению святого апостола Иоанна Богослова, грех есть беззаконие (1 Ин. 3:4). Установленные Богом духовные законы – Его святые заповеди – открыты всем людям в Священном Писании. Не соблюдая эти законы, нарушая их, мы тем самым повреждаем себе и другим. Грехи отдаляют нас от Бога и часто являются причиной наших скорбей, болезней и несчастий.
Какие грехи являются смертными?
Болезни человека с медицинской точки зрения бывают легкими, средней тяжести, тяжелыми и особо тяжелыми. Согласно уголовному законодательству, есть проступки, которые наказываются штрафом, есть деяния, за совершение которых положено ограничение или лишение свободы на определенный срок, и наконец, существуют такие преступления, за которые люди наказываются пожизненно или, в некоторых странах, даже смертной казнью. Так и в религии грехи человека различаются по степени тяжести.
Как повествует Ветхий Завет, у древних израильтян за совершение определенных, наиболее тяжелых, беззаконий (например, за убийство, прелюбодеяние, служение идолам) полагалась смертная казнь. Отсюда и возникло понятие смертного греха, т.е. такого поступка, следствием которого является смерть.
Так и в христианстве наиболее тяжелые грехи называются смертными. Термин «смертный грех» имеет основание в следующих словах апостола Иоанна Богослова, содержащихся в Новом Завете: Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и [Бог] даст ему жизнь, [то есть] согрешающему [грехом] не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти (1 Ин. 5: 16–17).
Святой апостол Павел подразумевает именно смертные грехи, когда в одном из своих посланий перечисляет тех, которые не получат вечной жизни в Царстве Небесном: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют (1 Кор. 6: 9–10)*.
Один из выдающихся русских святых XIX века святитель Игнатий (Брянчанинов) в своих трудах [1] писал о том, что смертными грехами для христианина являются следующие (в скобках даны пояснения):
- богохульство (оскорбительное или непочтительное действие, слово или намерение в отношении Бога или святыни);
- отступничество (вероотступничество, измена христианской вере и отпадение от нее);
- ересь (следование ошибочному учению, искажающему фундаментальные основы христианской веры);
- раскол (отделение от Церкви части верующих);
- волшебство (магия, колдовство, экстрасенсорика, эзотеризм и т.п.);
- любодеяние (блуд, интимные отношения вне брака);
- прелюбодеяние (супружеская измена);
- противоестественные блудные грехи (мужеложство, скотоложство и т.п.);
- кровосмешение (половая связь между близкими родственниками);
- человекоубийство;
- самоубийство;
- святотатство (кража и поругание церковной святыни);
- грабеж;
- воровство;
- всякая жестокая, бесчеловечная обида;
- пьянство;
- отчаяние.
Смертный грех наносит серьезную, тяжелую травму душе человека и может привести к духовной погибели. Он сильно отдаляет человека от Бога, и при этом душе очень сложно вернуться в свое нормальное состояние. Если человек оставит такой грех без покаяния, духовного лечения, то он лишится вечной жизни с Богом.
Вместе с тем, святитель Игнатий призывает: «впадший в смертный грех да не впадает в отчаяние! Да прибегает к врачевству покаяния, к которому призывается до последней минуты его жизни Спасителем, возвестившим во Святом Евангелии: верующий в Меня, если и умрет, оживет (Ин. 11:25). Но бедственно пребывать в смертном грехе, бедственно – когда смертный грех обратится в навык!»
Какой грех самый страшный?
По слову Господа Иисуса Христа, самый страшный грех – это хула на Святого Духа. Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф. 12: 31–32). Иисус Христос во дни Своей земной жизни изгонял бесов из одержимых, исцелял больных людей. Фарисеи – ревностные исполнители ветхозаветного Закона – видели, что во Христе действует Святой Дух, ясно понимали, что эти чудеса Он совершает силой Бога, благодатью Духа Святого. Однако они истолковывали это так, будто Иисус изгонял демонов силой князя бесовского Вельзевула (см.: Мк. 3:22). Фарисеи из черной зависти и злобы намеренно клеветали на Спасителя, выдавая Дух Божий, которым Он действовал, за дух нечистый, бесовский. Такая страшная клевета отсекает человека от благодати Божией и лишает его вечной жизни.
По мнению богословов, хула на Святого Духа – это когда грешник свободно, сознательно и упорно противится Богу, не признает ошибочности своих действий и не раскаивается в этом. К примеру, какой-нибудь сатанист точно знает, что здесь действует Бог, но, несмотря на это, он противится Господу, выступает как враг Божий. И пока служитель тьмы находится в таком страшном состоянии вражды с Богом, прощение для него невозможно. Но если человек раскается и обратится к Господу, то Бог простит его. Святитель Афанасий Великий, комментируя слова Спасителя о хуле на Святого Духа, писал: «заметить же надлежит, что Христос не сказал: не отпустится хулившему и покаявшемуся, но хулящему, т.е. пребывающему в хуле. Ибо достодолжное покаяние разрешает [прощает] все грехи».
Нет таких грехов, которые Бог не может простить. В какие бы грехи мы ни впали, никогда не нужно отчаиваться. Необходимо только опомниться и пожелать вернуться обратно на путь Божий.
Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был (Иез. 33:11)
Приходящего ко Мне не изгоню вон (Ин. 6:37)
«Сколько бы грехов ни было у кого, и как бы велики ни были, – у Бога милосердия еще более. Как Сам Он бесконечен, так и милость Его бесконечна» (святитель Тихон Задонский)
См. притчу Христа о блудном сыне (Лк. 15: 11–32)
Ниже представлен перечень основных грехов против Десяти заповедей, данных Богом через пророка Моисея на горе Синай (см.: Исх. 20: 2–17; Втор. 5: 6–21). В тексте в круглых скобках даны пояснения, серым цветом указаны стихи Библии или главы церковных документов, в которых содержится упоминание о том или ином грехе.
Список основных грехов против Десяти заповедей Божиих
I. Я Господь, Бог твой: да не будет у тебя других богов пред лицом Моим
- отрицали существование Бога (безбожие) (Пс. 13:1; Рим. 1: 19–20)
- ненавидели Бога, презирали Его (Мф. 22:37; Рим. 1:30)
- отрицали то, что существует один истинный Бог, верили в нескольких (многих) богов (многобожие) (Исх. 20:3)
- признавали, что Бог есть, но не верили Его провидению и откровению, изложенному в Библии и Предании Церкви (неверие) (2Фес. 1: 8–9; Откр. 21:8)
- отрекались от православной христианской веры (даже на словах) (Мф. 10:33)
- переходили в другую религию (по любой причине) (Мф. 10:33)
- уходили в раскол (Рим. 16:17)
- уходили в секту (Гал. 1:9)
- впадали в ересь: намеренно и постоянно опровергали тот или иной догмат христианской веры; исповедовали и распространяли какое-либо догматическое (вероучительное) заблуждение, осужденное Церковью (Гал. 1: 6–9)
- не изучали основы православной христианской веры (2 Кор. 13:5)
- не читали, не изучали Священное Писание – Библию (Ин. 5:39; Рим. 10:17)
- жили без молитвы – общения с Богом (Мф. 7:7; Ефес. 6:18)
- почитали что-либо или кого-либо своим богом (Исх. 20:3)
- любили кого-либо или что-либо больше, чем Бога (Лк. 14:26)
- искушали Бога – желали испытать Господа в чем-либо (например, говорили: «Если Ты есть, то исполни то, что я прошу, а если не исполнишь, то Тебя нет») (Втор. 6:16)
- противились истине и добру через попрание своей совести, сознательно служили злу (Рим. 1:18)
- стыдились исповедовать свою православную веру перед людьми (Мф. 10: 32–33; Мк. 8:38)
- занимались магией (любого «цвета»), колдовством, ворожбой, гаданием, заговорами, вызыванием духов, «общением» с умершими, контактированием с НЛО, экстрасенсорикой и другими оккультными практиками (Втор. 18: 10–12; Откр. 21:8)
- обращались к «бабкам», колдунам, «целителям», экстрасенсам, «ясновидящим», гадалкам и пр. (Втор. 18: 10–12; Откр. 21:8)
- занимались гипнозом, кодированием, медитацией, аутотренингом, пением мантр и другими практиками, связанными с гипнотическим или оккультным воздействием на психику (Втор. 18: 10–12; Откр. 21:8)
- занимались астрологией, доверяли снам, строили жизнь по гороскопам и сонникам (Втор. 18: 10–12)
- верили во всевозможные приметы и суеверия (Иер. 10:2)
- отчаивались – полностью теряли надежду в трудных ситуациях (думали, что все плохо, никогда не будет лучше) (Мф. 18:14)
- впадали в чрезмерную печаль (Сир. 30: 22–25; 2 Кор. 7:10)
- излишне надеялись на милосердие Божие (продолжали греховную жизнь, надеясь, что Бог помилует, не накажет) (Рим. 2: 4–5)
- угождали людям в ущерб угождению Богу (человекоугодие) (Гал. 1:10)
- надеялись на собственные силы, знания, таланты и т.д. или на другого человека (друзей, покровителей и т.д.) больше чем на промысел и благодать Бога (Иер. 17:5)
II. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им
- поклонялись (и служили) идолам (истуканам), языческим изображениям (Исх. 20: 4–5)
- носили амулеты, талисманы, обереги, хранили в доме идолы и языческие изображения (Исх. 20: 4–5)
- наносили на тело татуировки, делали пирсинг (Лев. 19:28, 1 Кор. 6: 19–20)
- следовали языческим обычаям и обрядам, идущим вразрез с христианством (2 Кор. 6: 14–16)
- употребляли в пищу кровь, идоложертвенное (посвященное идолам, языческим богам), удáвленину (мясо животного, которое было не зарезано, а задушено) (Деян. 15:29; правило 63 Святых Апостолов)
Духовное идолопоклонство (наши страсти, т.е. греховные влечения и склонности – это духовные идолы):
- идол чрева: чрезмерно употребляли пищу и питье (чревоугодие); неумеренно услаждались теми видами пищи, которые доставляют нам особенное удовольствие (лакомство) (Флп. 3:19)
- идол пьянства: неумеренно употребляли алкоголь (1 Кор. 6:10)
- идол мамоны (сребролюбие, любостяжание): ненасытно, жадно стремились к деньгам, богатству, обладанию различными вещами; заботились о земных благах сверх необходимого для жизни, в ущерб правильным отношениям с Богом и ближними (Мф. 6:24; Лк. 21:34; 1 Тим. 6: 6–10)
- тщеславие (тщетная, напрасная слава): стремились к земной славе, к земным почестям и почитанию (Иез. 28:17; Гал. 5:26)
- лицемерие (двуличие, притворство): наши слова и поступки не соответствовали нашим истинным чувствам, убеждениям и намерениям (Мф. 23 гл.)
- гордыня, или страсть гордости: ставили самого себя превыше всего и всех, стремились превзойти других, подобных себе – делали идолом самого себя (Иак. 4:6)
- раболепство духу времени: оправдывали тот или иной грех тем, что «теперь все так делают», «сейчас все так живут» (Иак. 4:4; 1 Ин. 2: 15–17)
III. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно
- употребляли имя Божие в своей речи без благоговения, в шутках, в пустых разговорах (Исх. 20:7)
- произносили имя Божие как присловье, бессмысленно (например: «да ради Бога», «ну и Бог с ним» и пр.) (Исх. 20:7)
- кощунствовали – глумились, совершали надругательство, насмехательство над священными предметами (Исх. 20:7)
- богохульствовали (богохульство – оскорбительное или непочтительное действие, слово или намерение в отношении Бога или христианской святыни) (Лев. 24:16)
- божились – клялись именем Бога (Лев. 19:12; Мф. 5: 34–36)
- роптали на Бога (1 Кор. 10:10)
- нарушали обеты, данные Богу (Еккл. 5:3)
- были невнимательны, рассеянны на молитве (Исх. 20:7)
- приступали к таинству Причащения в недопустимом состоянии: без правильной веры, без покаяния, с нераскаянными смертными грехами, без борьбы со страстями (1 Кор. 11: 28–29)
IV. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои; а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему
- бездельничали в будние дни вместо полезного труда (Исх. 20:9)
- тунеядствовали – жили за чужой счет, проявляя безделье или имитируя трудовую деятельность (2 Фес. 3:10)
- не почитали воскресных дней, церковных праздников, постов (Исх. 20: 8–10)
- проявляли холодность к спасению своей души, нерадение о нем (грех уныния) (Лк. 18:1; Евр. 6:12)
- уклонялись от участия в таинстве Евхаристии (Причащения) (Ин. 6:53; 1 Кор. 11: 23–25)
V. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле
- не почитали своих родителей, оставляли их без помощи во время болезни, старости и невзгод (Исх. 20:12; Мф. 15:4)
- не повиновались родителям в том, что не противоречит заповедям Божиим (до приобретения совершеннолетия и самостоятельности) (Еф. 6: 1–3; Рим. 1:30)
- оскорбляли, злословили, избивали родителей (эти грехи особенно привлекают возмездие Божие на голову грешника) (Исх. 21: 15, 17; 1 Тим. 1:9)
- невнимательно воспитывали своих детей, попускали им тяжко грешить (Притч. 22:6; Еф. 6:4)
- воспитывали ребенка с помощью гнева, крика, оскорбления, несправедливых наказаний, издевательств (Кол. 3:21; Ефес. 4:31)
- бросали своих детей: отдавали их в интернаты и детские дома (1 Тим. 5:8)
- были холодны к родственникам (не заботились, отгораживались от них и т.п.) (Ис. 58:7; 1 Тим. 5:8)
- проявляли непочтительное отношение к властям, начальникам, священникам, учителям, старшим по возрасту (Лев. 19:32; 1 Пет. 2: 13–14, 17)
- не выполняли обязанности крёстных родителей: не молились за крестников, не обучали их вере и заповедям Божиим (если родители ребенка препятствуют крёстному, то остается только молиться и самим жить по-христиански) [2]
VI. Не убивай
- совершали умышленное убийство человека (этот грех особенно привлекает возмездие Божие на голову грешника) (Быт. 4:10; Исх. 20:13)
- совершали неумышленное убийство человека (например, по неосторожности, в результате ДТП) (Исх. 20:13)
- совершали аборт (убийство ребенка в утробе матери) – этот грех ложится на мать, решившуюся на такое злодеяние, на отца, пожелавшего или промолчавшего, на врача (или на знахарку) и вспомогательный персонал, исполнивших убийство (Исх. 20:13; Втор. 27:25; Прем. 12: 3–7)
- поддерживали, советовали сделать аборт, давали деньги на его совершение (Исх. 20:13; Втор. 27:25; Прем. 12: 3–7)
- использовали противозачаточные средства, обладающие абортивным действием: спираль, гормональные таблетки, гормональную систему «Мирена» и пр., в части случаев вызывающих убийство оплодотворенной клетки, уже имеющей душу, т.е. живого человека (отличие от рожденного человека только в том, что тело еще не развито) (ОСК РПЦ**. XII.3)
- спровоцировали выкидыш, применяя специальные средства, методы (Исх. 20:13; Прем. 12: 3–7)
- допустили выкидыш по своей вине (например, от физической перегрузки, от сильной печали и отчаяния)
- совершали экстракорпоральное (искусственное) оплодотворение (ЭКО), предполагающее заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов (ОСК РПЦ. XII.4)
- пользовались медицинскими или косметологическими средствами (услугами), предполагающими использование тканей и органов человеческих зародышей, абортированных на разных стадиях развития (фетальная терапия, фетальные стволовые клетки и др.) (ОСК РПЦ. XII.7)
- совершали попытку самоубийства (Исх. 20:13)
- своим неправильным поведением доводили человека до самоубийства или до запоя, вследствие которого наступила смерть (Исх. 20:13)
- угрожали человеку убийством (Исх. 20:13)
- совершали физическое или психологическое насилие (Мф. 22:39)
- издевались над людьми (Лев. 19:14; Мф. 22:39)
- совершали избиение, наносили увечье и проявляли иное жестокое, бесчеловечное отношение к людям (Мф. 24: 49–51)
- изнуряли подчиненных непосильными работами (Лев. 25:46; Мф. 22:39)
- совершали месть – причинение зла кому-либо за нанесенный ущерб, оскорбление и т.п. (Мф. 5:39; Рим. 12:19)
- допускали предательство, повлекшее гибель людей (Суд. 16 гл.; Мк. 14: 42–46)
- допускали ненависть и злобу по отношению к кому-бы то ни было (ненавидящий ближнего есть человекоубийца) (1 Ин. 3:15; Рим. 1:29)
- проклинали своих врагов, других людей (родителей, детей и т.д.); посылали человека в руки нечистой силы, произносили злые пожелания, выраженные фразами «да чтоб тебя…», «да чтоб ты…» и т.п. – это также проклятие (1 Ин. 3:15; Рим. 1: 29–30)
- не прощали обидчиков, держали в сердце злобу (Мф. 6: 14–15)
- желали беды, смерти, несчастья, болезни своим обидчикам (Мф. 5:44)
- были злопамятны – помнили старые обиды, не желая простить (Мф. 18: 34–35; Рим. 1:31)
- были злонравными (постоянная сердитость, злючесть, вспышки гнева, брани, ссоры) (Рим. 1:29)
- устраивали козни ближнему (Рим. 1:29; Притч. 24:8)
- притесняли, ущемляли в правах бедных людей, вдов и сирот (этот грех особенно привлекает возмездие Божие на голову грешника) (Пс. 9: 38–39; Мал. 3:5)
- не помогали умирающему от голода, тонущему, тяжелобольному, просящему о помощи, погибающему; не защищали обижаемого, убиваемого (Лк. 10: 31–32)
- принимали участие в наркобизнесе, в табачном, игорном бизнесе, в спаивании алкоголем (Мф. 18: 6–7)
- совершали духовное убийство, соблазняли (например, распространяли ложные духовные учения, соучаствовали в развращении детей, подростков и молодежи через СМИ, систему образования, торговлю эротическими фильмами, книгами и журналами, демонстративно греховно вели себя, подталкивали других людей к совершению тяжкого греха) (Мф. 18: 6–7)
- сознательно сокращали собственную жизнь и наносили вред здоровью (1 Кор. 3:17; Еф. 5:29)
- разрушали свои здоровье и жизнь пагубными зависимостями (наркомания, алкоголизм, курение, игромания и др.) (1 Кор. 3:17; Еф. 5:29)
- были несправедливы по отношению к подчиненным (1 Кор. 6:10)
- злорадствовали (радовались несчастьям, неудачам ближнего) (Притч. 24:17)
- убивали без нужды животных, издевались над ними, обижали их (Притч. 12:10; Мф. 12:11)
VII. Не прелюбодействуй
- совершали блуд. Блуд – это половая связь между мужчиной и женщиной, не состоящими в законном браке (законный брак – это, как минимум, регистрация в ЗАГСе). К этому греху относятся любые добрачные половые связи (1 Кор. 6:9)
- совершали прелюбодеяние. Прелюбодеяние – это: 1) нарушение супружеской верности (супружеская измена); 2) половая связь неженатого с замужней, незамужней с женатым (Исх. 20:14; 1 Кор. 6:9)
- вступали в противоестественные половые связи: с человеком своего пола, с несколькими одновременно, с близкими родственниками, с животными и т.п. (эти беззакония, получившие название «содомские грехи», особенно привлекают возмездие Божие на голову грешников) (Быт. 18: 20–21; 1 Кор. 6:9)
- развращали, втягивали в блуд несовершеннолетних, девственника (девственницу) (Втор. 22: 28–29; 1 Кор. 6:9)
- занимались сводничеством (содействовали в знакомстве людей, ищущих блудных отношений) (Мф. 18: 6–7; Еф. 5:3)
- соединялись в семью с близкими родственниками (кровосмешение) (Лев. 18: 6–20)
- расторгали брак по неуважительной причине (1 Кор. 7: 10–11; ОСК РПЦ. Х.3)
- вступали в брак с разведенным (разведенной) (Мф. 19:9)
- вступали в брак при жизни законного супруга (Мф. 5:32; Рим. 7: 2–3; 1 Кор. 7: 10–11)
- вступали в четвертый брак [3]
- намеренно отказывались от рождения детей из эгоистических побуждений (Быт. 1:28; 1 Тим. 5:14; Тит. 2:4; ОСК РПЦ. ХII.3)
- участвовали в практике «суррогатного материнства» (ОСК РПЦ. XII.4)
- не исполняли заповеди о любви между супругами (Еф. 5:25; Тит. 2:4)
- муж презрительно, грубо обращался с женой, допускал побои (Кол. 3:19; 1 Пет. 3:7)
- жена не повиновалась мужу в том, что не является греховным (1 Пет. 3:1; Еф. 5:22)
- уклонялись от половых отношений в браке без взаимного согласия (1 Кор. 7: 3–5)
- имели чрезмерное влечение к плотским удовольствиям в браке (Еф. 4:19)
- допускали извращения в интимной супружеской жизни (каждый орган человеческого тела имеет свои функции, поэтому их необходимо использовать по назначению) [4]
- вступали в интимные отношения в период месячного очищения (Лев. 20:18; Иез. 18:6)
- согрешали рукоблудием, самоудовлетворением (1 Кор. 7:4)
- умышленно смотрели с сексуальным желанием на кого-либо, кто не является законным супругом (изменяли второй половине в своем сердце) (Мф. 5:28)
- оскверняли душу фильмами, журналами, книгами, компьютерными играми эротического и порнографического содержания (Мф. 5:28)
- намеренно развивали сексуальные фантазии, наслаждались ими (Иак. 1: 13–15)
- допускали заигрывание, кокетство, вольное обращение с лицами противоположного пола (Мф. 5:28; 18: 6–7)
- пели соблазнительные песни и частушки, рассказывали пошлые анекдоты, играли в нескромные игры, танцевали с бесстыдными телодвижениями (Мф. 18: 6–7)
- носили нецеломудренную одежду, провоцирующую сексуальный интерес (обтягивающие брюки, мини-юбки, глубокие разрезы, голые пупки и т.п.) (Мф. 18: 6–7)
- употребляли косметику и другие средства украшения тела для привлечения к себе внимания (Иер. 4:30; Ос. 2:13)
- сквернословили (Кол. 3:8)
- неумеренно и непристойно смеялись (Еф. 5:4)
VIII. Не кради
- согрешали святотатством: похищали или присваивали себе церковную собственность; похищали у людей иконы, другие святыни, религиозные книги (Рим. 2:22)
- согрешали воровством (тайно похищали чужую собственность) (Исх. 20:15; 1 Кор. 6:10)
- совершали грабеж (разбойное, насильственное незаконное отнятие чужой собственности) (1 Кор. 6:10)
- сопровождая угрозами, незаконно присваивали чужую собственность и плоды чужого труда (вымогательство) (1 Кор. 6:10)
- обделяли стариков, инвалидов, немощных, убогих, больных, заключенных, сирот (этот грех особенно привлекает возмездие Божие на голову грешника) (Исх. 22: 22–24; Пс. 9: 34–39; Мал. 3:5). Примеры: сотрудники дома престарелых или детского дома забирают себе белье, одежду, продукты, лекарства, которые предназначены их подопечным; врачи или медсестры присваивают себе или дают родственникам лекарства, бинты, другие медицинские средства, выделенные на лечение больных; повара или няни в детском саду не дают котлеты детям, а уносят их домой
- зарабатывали на болезнях и несчастьях людей, давая ложные обещания исцеления, облегчения трудной участи (1 Кор. 6:10)
- использовали тяжелое положение людей для собственной наживы (например, продавали жизненно необходимые продукты по слишком завышенной цене) (1 Кор. 6:10)
- играли в азартные игры (карты, ставки на спорт, казино и пр.) (2 Пет. 2:14; правила 42 и 43 Святых Апостолов)
- хитростью и обманом выигрывали в азартных играх деньги у простаков и неопытных (2 Пет. 2:14)
- организовывали залы и клубы для игр на деньги (2 Пет. 2:14)
- совершали мошенничество, хищения, незаконные сделки, подделку документов, нечестную прибыль, обман в бизнесе, на работе, в других сферах жизни (Рим. 1: 29–31)
- отказывали человеку (коллективу) в оплате честного труда (этот грех особенно привлекает возмездие Божие на голову грешника) (Иак. 5:4)
- давали или получали взятки (Притч. 17:23)
- давали в долг под проценты (ростовщичество) (Исх. 22:25) (хранение денег в банке не запрещено)
- уклонялись от уплаты налогов, государственных пошлин (Рим. 13:7)
- обвешивали, обсчитывали, завышали цены, работая в торговле, продавали плохое как хорошее (Притч. 20:10; Рим. 1: 29–32)
- утаивали найденную вещь, особенно когда известен ее хозяин (Втор. 22: 1–3)
- наносили вред чужому имуществу умышленно или по неосторожности (Мф. 7:12)
- были жестокосердны к нищим и ко всем нуждающимся (жалели своего, не хотели поделиться, хотя и имели возможность) (Притч. 11:17; 1 Пет. 3:8)
- недобросовестно исполняли служебные обязанности, при этом зарплату получали целиком (2 Фес. 3:10)
IX. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего
- клеветали (лжесвидетельствовали) – 1) распространяли заведомо ложные сведения с целью опорочить кого-либо; 2) распространяли сомнительные сведения, слухи, порочащие чью-либо честь и достоинство (Исх. 20:16; Рим. 1:30)
- умышленно извращали правосудие в государственных органах (Лев. 19:15)
- злословили – нехорошо высказывались о человеке у него за спиной с целью навредить его репутации (Рим. 3:14)
- распространяли сплетни (Рим. 1:30)
- согрешали ложью – умышленно искажали какую-либо истину (Лев. 19:11; Кол. 3:9). В «Пространном христианском катехизисе» говорится: «Непозволительна также ложь, при которой нет намерения вредить ближнему. Потому что всякая ложь противоречит любви и уважению к ближнему и недостойна человека, тем более христианина, созданного для истины и любви»
- несправедливо порицали и осуждали человека (Лк. 6:37)
- празднословили – занимались болтовней, пустословили (Мф. 12: 36–37)
- стыдились исповедовать свои грехи перед священником на исповеди, утаивали грехи [5]
X. Не желай ничего, что у ближнего твоего
- завидовали – ощущали досаду, печаль, когда видели превосходство, успех, благополучие ближнего; желали иметь то, что есть у другого (Исх. 20:17; Рим. 1:29; Гал. 5:26)
- стремились к личной выгоде, обогащению, наживе, нередко используя при этом и что-либо чужое (корыстолюбие) (Рим. 1:29)
____________
Примечания
* Малакии – греч. μαλακός (букв. «мягкий, изнеженный, женоподобный») – обозначает мужчин, играющих в гомосексуальных контактах пассивную роль. Мужеложники – греч. άρσενοκοίτης – обозначает мужчин, играющих в гомосексуальных контактах активную роль. Лихоимцы – стяжатели, хапуги, ростовщики, взяточники. Злоречивые – клеветники. Хищники – грабители, мошенники.
** Здесь и далее: Основы социальной концепции Русской Православной Церкви
1. См.: Слово о смерти // Святитель Игнатий Брянчанинов. Слово о смерти. Слово о человеке. М.: Благовест, 2011. С. 145; Поучение к простому народу при посещении епархии. О спасении // Святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетическая проповедь. М.: Благовест, 2011. С. 383.
2. См.: Православный катехизис (гл. «О Крещении»). – https://andrey-one.prihod.ru/catechism/#tekst20
3. См.: определение Константинопольского собора 920 г. – https://www.pravenc.ru/text/2057126.html#part_38
4. См., например: Женонеистовство // Протоиерей Евгений Попов. Нравственное богословие для мирян в порядке десяти заповедей Божиих. – https://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Popov/nravstvennoe-bogoslovie-dlja-mirjan/2_301
5. Обращение священника к кающимся во время таинства исповеди: «Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое, не усрамися, ниже убойся, и да не скрыеши что от мене: но не обинуяся рцы вся, елика соделал ecи, да приимеши оставление от Господа нашего Иисуса Христа. Се и икона Его пред нами: аз же точию свидетель есмь, да свидетельствую пред Ним вся, елика речеши мне: аще ли что скрыеши от мене, сугуб грех имаши. Внемли убо: понеже бо пришел ecи во врачебницу, да не неисцелен отыдеши». В переводе на русский язык это обращение звучит так: «Вот, чадо, Христос невидимо стоит, принимая твою исповедь. Не стыдись и не бойся и не скрой чего-либо от меня; но без сомнения говори все, что сделал, и получишь прощение от Господа нашего Иисуса Христа. Вот и икона Его перед нами, я же – только свидетель, чтобы свидетельствовать перед Ним обо всем, что ты сказал мне. Если же что-нибудь скроешь от меня, будет тебе двойной грех. Поэтому будь внимательным, чтобы, придя в больницу, не уйти неисцеленным».
Использованная литература
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Опыт построения исповеди. – М.: Паломник, 2013.
Библейский портал «Экзегет». – https://ekzeget.ru
Огласительные беседы с протоиереем Андреем Каневым (телеканал «Союз»). Часть 2, практическая. – https://vladprihod.ru/schoolofrepentance/oglasitelnyie-besedyi-s-protoiereem-andreem-kanevyim.html
Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. – //www.patriarchia.ru/db/text/419128.html
Православная энциклопедия / Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. – https://www.pravenc.ru
Пространный Христианский Катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви / Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский. – М.: Сибирская Благозвонница, 2013.
Святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетическая проповедь. – М.: Благовест, 2011.
Святитель Игнатий Брянчанинов. В помощь кающимся. – СПб: Сатисъ, 2003.
Святитель Игнатий Брянчанинов. Слово о смерти. Слово о человеке. – М.: Благовест, 2011.
Священник Валерий Духанин. Покаяние и плач о грехах. – М., 2017.
Священник Валерий Духанин. Покаяние как исцеление: о таинстве Исповеди. – М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2018.
Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. – М.: ДАРЪ, 2007.
Федоров С. Иди и впредь не греши. – https://azbyka.ru/idi-i-vpred-ne-greshi