Что такое покаяние?
Каждый человек рано или поздно признает в душе: «Как я хотел бы начать жизнь с чистого листа! Как хотелось бы стереть то, что я совершил, изгладить прошлые ошибки!» В любом из нас, часто подсознательно, живет тоска об очищении и обновлении. Душа ощущает на себе какой-то невидимый груз, который давит, мучает ее и не дает ей быть счастливой, она желает от него освободиться.
Христианство говорит, что единственный путь освобождения и обновления – это покаяние. Именно поэтому первой проповедью Иисуса Христа был призыв: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4:17). Покаяние – это переход от зла к добру, от греха к добродетели. Покаяние (от греч. μετάνοια [метанойя] – перемена ума, переосмысление) – это изменение внутренней и внешней жизни человека, заключающееся в отвержении греха и стремлении следовать воле Бога, изложенной в Его заповедях.
В чем состоит покаяние?
- Для начала нужно увидеть и осознать свои грехи. Признать себя грешником, виновным перед Богом. В этом помогут внимательное углубление в себя, испытание совести, а также рассмотрение своей жизни в свете заповедей Божиих. См. также: Какие бывают грехи
Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы (Еккл. 7:20)
Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас (1 Ин. 1:8)
- Необходимо искренне сожалеть о содеянных грехах, раскаяться в них.
Беззаконие мое я сознаю, сокрушаюсь о грехе моем (Пс. 37:19)
Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже (Пс. 50:19)
- Следует иметь намерение не возвращаться к греху, желание исправить свою жизнь.
Обратитесь каждый от злого пути своего и исправьте пути ваши и поступки ваши (Иер. 18:11)
- Необходимо иметь веру в Спасителя грешников – Сына Божиего Иисуса Христа, пострадавшего за грехи всего мира и омывшего их Своей Кровью. Нужно помнить, что спасительные деяния Христа были совершены не только ради человечества в целом, но и ради каждого из нас.
Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее (Лк. 19:10).
Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха (1 Ин. 1:7)
Если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира (1 Ин. 2: 1–2).
- Нужно обращаться к Господу Иисусу Христу как к своему личному Спасителю с молитвой о прощении грехов и надеждой на Его милосердие.
И в тесноте своей он стал умолять лице Господа Бога своего и глубоко смирился пред Богом отцов своих. И помолился Ему, и Бог преклонился к нему и услышал моление его (2 Пар. 33: 12–13)
Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои (Пс. 50:3)
Мытарь…, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! (Лк. 18:13)
«Кровь Иисуса Христа сильна очистить нас от всякого греха, лишь бы только наше покаяние сопровождалось твердою верой в Божественность Его, распятого за нас, и крепким упованием на искупительную силу принятой Им за грехи человеческие крестной смерти. Чем спаслись разбойники, блудники, мытари и другие тяжкие грешники? Не слезным ли покаянием, соединенным с верою в Искупителя и надеждою на милосердие Божие? Напротив, отчего погибли братоубийца Каин и Иуда-предатель? Оттого, что отчаялись в прощении грехов своих. А значит, губит человека не великость грехов, но нераскаянное и ожесточенное сердце» [1], – наставлял духовник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Кирилл (Павлов).
- Если мы просим у Бога прощения, то прежде сами должны простить наших ближних, своих обидчиков, а также примириться с теми, кого мы сами обидели.
Христос говорит: если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6: 14–15); если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф. 5: 23–24). Конечно, бывают ситуации, когда попросить прощения непосредственно у человека невозможно физически (уехал в другой город, потеряли с ним связь и т.д.) либо нам тяжело простить обидчика. В таких случаях необходимо помолиться Богу об этих людях, о примирении с ними, попросить Его, чтобы помог простить.
- Если из-за нашего греха пострадали люди, необходимо постараться возместить причиненный им вред (например, вернуть украденное, компенсировать ущерб).
Так, Евангелие сообщает нам историю одного мытаря по имени Закхей (см.: Лк. 19: 1–10). Мытари собирали у иудеев налоги для римлян и часто поступали несправедливо, присваивая себе что-то из сборов. Но когда Закхей встретил Иисуса Христа, то его совесть проснулась, он горячо раскаялся и дал обещание: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо (Лк. 19:8). Таким образом, он не только пожалел о своих грехах, но и решил возместить ущерб пострадавшим от его неправедных поступков. Это важная сторона настоящего покаяния.
- Следует исповедовать свои грехи на таинстве Покаяния – исповеди.
На земле есть люди, которые имеют от Бога власть отпускать грехи – это священнослужители Церкви Христовой. Господь Иисус Христос наделил апостолов такой властью: Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20:23). Апостолы, в свою очередь, передали эту власть своим преемникам – епископам и священникам. Через них, на исповеди в храме, мы можем получить прощение наших грехов от Бога. Можно сказать, что Церковь – это больница для души, где врач – Бог, исповедь – лечение от греха, а священники – помощники врача.
Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои (Деян. 19:18)
Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды (1 Ин. 1:9)
- Нужно постараться загладить свои грехи добрыми делами.
Вода угасит пламень огня, и милостыня очистит грехи (Сир. 3:30)
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф. 5:7)
Говоря об этом аспекте покаяния, русский духовный писатель и проповедник протоиерей Григорий Дьяченко приводил следующее повествование из церковной истории.
«Некогда святитель Христов Парфений посетил одного знакомого мужа, который был тогда весьма болен. Вечер они провели в разговорах о естественных причинах болезни и о средствах исцелить ее; но когда угодник Божий лег спать, то Господь в сонном видении открыл ему, что больной наказан за сребролюбие и насилие к бедным. Удивленный Парфений утром опять пришел к больному и сказал ему: «Ты страждешь душевной болезнью, отряси ее и здрав будешь». Больной ужаснулся и, сознав свой грех, сквозь слезы отвечал: «Исповедую грехи мои; помолися о мне, человек, по сердцу Божию, да поможет мне Господь очиститься от беззаконий моих». Тогда Парфений сказал ему: «Ты в лице нищих отнимал у Бога имущество; возврати Ему также в лице нищих и будешь здрав душой и телом». Тогда больной совершенно очувствовался. «Господи! Согрешил я перед Тобой! – воскликнул он. – Но Ты столько праведен, столько и милосерд». Потом, призвав слугу своего, велел принести к себе все неправильно собранное и усердно просил святого Парфения, чтобы принял на себя труд расточить его имение бедным; но человек Божий отказался. «Ты должен раздать сам, – сказал он, – если помнишь, отдай наиболее нуждающимся». Больной последовал совету праведника. Вскоре потом он выздоровел и с того времени не прилеплял к сокровищам сердца своего.
Рассказ этот учит нас тому, чтобы мы, усмотрев в себе грех, не только спешили немедленно принести покаяние и твердо решились убегать его впредь, но и старались по возможности загладить сделанный им соблазн или вред противоположными ему добрыми делами» [2].
- Наконец, следует помнить, что истинное покаяние заключается в исправлении жизни. Когда человек старается не возвращаться к прежним грехам, а поступать по заповедям Божиим. Уклоняйся от зла и делай добро (Пс. 33:15).
При этом важно понимать: то греховное, патологическое состояние души, которое складывалось на протяжении многих лет, не может измениться в одно мгновение. Борьба с грехом и страстями, развитие вместо них добрых качеств (добродетелей) – процесс нелегкий и болезненный, требующий стараний и времени. Поэтому исцеление души человека возможно только при его добровольном сотрудничестве с Богом. С одной стороны, человек совершает духовную работу над собой, прилагает усилия к тому, чтобы преодолеть свои греховные наклонности и влечения. Но при этом постоянно обращается за помощью к милосердному Господу, Который подает ему Свою благодать. В деле спасения всегда участвуют двое – Бог и человек.
____________
Примечания
1. Цит. по: Щеголева Е., Глаголева О. В православном храме. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006. – С. 249.
2. Не стыдись исповедовать грехи свои / Сост. прот. Г. Дьяченко. – М.: Благовест, 2011. – С. 97–98.