Рождество Христово

 

А.И. Осипов

Мы утверждаем, что мы — христиане, и утверждаем, что Христос есть Спаситель. Что из этого следует? Следует, что Он пришел спасать тех, кто погибает! И если я не отношусь к категории погибающих, значит мне Бог не нужен. Не нужен! А кто мне нужен? Мне нужен другой. Который вместо Христа. Который меня наградит, который меня похвалит, который меня превознесет, вознесет и всеми благами осыплет в своей “добродетели”.

Оказывается, христианином становится только тот, кто, наконец, начинает понимать, что ему нужен Спаситель! Христос. Христос же нужен, повторяю, только тому, кто видит, что он никак не может справиться с собой. Сел за стол — объелся, опился. Вышел на улицу — глаза как шары — по всем сторонам катаются. Увидел — друга наградили, лучшего друга! — позеленел! Зеленее елки лесной. Куда ни коснись. И опять убеждаюсь в одном и том же — оказывается, что я болен.

Оказывается, мы подходим к решению основной задачи, одного вопроса: как же это мне стать христианином? То есть, как же это мне убедиться, что мне нужен Христос?

Вопрос, как ни удивительно, в высшей степени насущный. Я знаю, Христос, конечно, мне нужен… когда нужно мне сдать экзамен, к примеру, тут я даже свечку могу поставить, и не только Христу — кому угодно! Какому там положено святому? И заказать молебен могу… Или жениться нужно удачно. Правда? Христос мне тогда поможет, еще бы! А если еще какие-то дела надо проделать, тут я буду молиться изо всей моченьки. Тут Христос мне нужен. Зачем Он мне нужен, для какой цели? Дай мне благ земных. Вот тут мне Христос нужен. А как только касается вопроса, что я лгу, лукавлю, лицемерю, обманываю, завидую… не буду перечислять, тут что-то я и забываю о Христе. И никак не могу от этого избавиться. Почему-то мне Христос и не нужен.

Преподобный Симеон Новый Богослов в XI веке дает (если хотите, выражусь физическим математическим языком) — дает формулу, которую бы надо выбить золотом на граните… открывает секрет, как же можно увидеть себя грешного, как же добиться того, чтобы я стал Христианином, чтобы увидел, что Христос мне нужен? Он произносит следующие замечательные слова: “Тщательное исполнение заповедей Христовых (то есть, Евангелия) научает человека в его немощи”.

На первый взгляд, чего тут особенного. На самом деле это величайшая истина. Внимательное исполнение заповедей Христовых научает (то есть открывает) человеку его немощь, его действительное состояние. Вот, оказывается, каким образом только человек может познать себя, увидеть, кто он есть, и прийти ко Христу.

Нужна решимость — даже чтобы попытаться исполнить то Евангелие, которое для меня, который назвал себя христианином, — является высшей ценностью. “Господи, я же верю в Тебя! И я хочу, поскольку я Тебе верю… я хочу жить так, как Ты говоришь”. Вот только человек, который поставит себе задачей, поставит себе целью, начнет постепенно убеждаться, кто он есть на самом деле, начнет видеть себя: “то и дело я спотыкаюсь, при всем искреннем моем желании исполнить Евангелие, я вижу, как я спотыкаюсь и падаю!”

Вот откуда начинается одно из величайших состояний истинной духовности, основополагающее состояние истинной духовности — видение греха своего.

Феодор Дамаскин говорит: “Первым признаком начинающегося здравия души является видение грехов своих бесчисленных, как песок морской”. Вот откуда начинается истинная духовность. На этом пути понуждения себя я начинаю видеть себя — кто я есть, и чем с большей ревностью я пытаюсь осуществить Евангелие в своей жизни, тем больше я убеждаюсь в том, что во мне есть, что во мне живет, и насколько я действительно нуждаюсь во Христе Спасителе. С этого начинается истинная духовность. Отсюда рождается смирение не поддельное, не фальшивое – “я грешный” или “грешен, батюшка”. Настоящее. Отсюда возникает переживание своей действительной немощи. “Пытаюсь сделать! И опять. Кажется, все хорошо — бах! свалился! Иду — вот, упал”.

Отсюда, кстати, рождается снисхождение к другим людям. Ибо, видя себя, я посочувствую и другим. Если сытый голодному не товарищ, то голодный-то голодному — ой как посочувствует. Ведь откуда начинается истинная духовность? Вот отсюда по мере понуждения себя рождается истинное покаяние, более ревностная молитва, рождается смирение, из смирения проистекает вот эта любовь к человеку, сострадание к другим людям, милосердие к другим людям, — вот оно! Начинаются некоторые признаки духовной жизни.

Вот здесь, когда человек понуждает себя и когда он убеждается в том, кто он есть, я начинаю видеть не просто свою духовность. Тогда человек может в отчаяние просто впасть. Я начинаю видеть реальную помощь Божию, когда я прибегаю к Нему с искренним: Господи, помоги! Ну, помоги, не могу я не завидовать, зеленею, и все тут!

И по мере нашего смирения — смирения! то есть, осознания себя, что действительно уже вижу, что я не могу… Господь помогает!

Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию!” — говорит Господь. “Не здоровые имеют нужду во враче, но больные” [Мф. 9, 12-13].

Из выступления профессора Московской Духовной Академии и Семинарии А.И. Осипова на встрече с учащимися и преподавателями Екатеринбургского Духовного училища 26 ноября 1999 года

______________________

Источник: Профессор Осипов: «Нет ничего дороже в мире души человеческой» // Православная газета. – 1999. – № 23 (115). [Издание Екатеринбургской епархии РПЦ]