Сретение Господне

 

Иоанн (Снычев), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы с вами, возлюбленные братья и сестры, торжественно отмечаем двунадесятый праздник Сретения Господня.

Событие происходило так. Пречистая Дева Мария в 40-й день после рождения Христа Спасителя вместе с Иосифом праведным и Богомладенцем явилась в Иерусалимский храм, чтобы принести за Младенца Христа непорочную жертву: два птенца голубиных. В это время там находился и праведный Симеон Богоприимец. Это был человек, как свидетельствует Евангелие, праведный и благочестивый, и «Дух Божий бе в нем». Этому мужу ветхозаветной Церкви было сказано, что он не умрет до тех пор, пока не увидит Христа Спасителя, обетованного Мессию.

Проходили годы, а он все ожидал. Приносились десятки, сотни, тысячи младенцев в Иерусалимский храм, но сердце, или вернее Дух Божественный, пребывавший в этом человеке, ни на кого не указывал, что это Христос. Но в тот день, когда действительно Христос Спаситель был принесен Своею Пречистою Матерью в Иерусалимский храм, Дух Божий направил туда стопы Симеона, чтобы ему своими очами узреть обетованного Мессию. Затрепетало сердце сего праведного человека при виде Богомладенца, исполнившись неземной радости. Старческими руками Симеон праведный взял Богомладенца и нежно произнес: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, потому что очи мои увидели спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех людей». И исполненный Духа Святаго, прав. Симеон указал, кем будет Христос Спаситель для всего человечества: «Се лежит на падение и на восстание многих». «А Тебе,— обращаясь к Богоматери, сказал Симеон,— Тебе Самой оружие пройдет сердце». То есть, как бы оружием пронзит сердце Твое.

Вот, возлюбленные братья и сестры, какое событие мы с вами вспоминаем в сегодняшний день. Здесь мы видим, с одной стороны, исполнение обетования, данного человеку Богом о пришествии в мир Мессии, а с другой — соприкосновение Божества с человечеством, которое ощутил в своем сердце св. прав. Симеон. Это была поистине великая минута в жизни Симеона Богоприимца. Великая, торжественная, радостная, возвышенная минута, ибо он увидел своими очами Мессию Христа Спасителя. И это соприкосновение Божества с человечеством и доныне продолжает свершаться в Церкви Христовой.

Апостол Павел — ревнитель отеческих преданий — не понимал вначале истинности учения Спасителя и гнал Церковь Христову. Но вот сей гонитель соприкоснулся с Божеством, а вернее, Оно, Божество, прикоснулось к его сердцу. В тот день он направлялся в Дамаск, где намеревался расправиться с последователями Иисуса. Но уже на подступах к городу его неожиданно осиял небесный свет, повергши его ниц. И хотя этот свет временно лишил его зрения, зато в сердце у него произошло просветление. И из гонителя Павел превратился в ревностного проповедника христианства. Вот как соприкосновение с Божеством изменило нрав человека жестокого и сделало его великим сосудом Божиим.

Прикосновение Божества, возлюбленные братья и сестры, происходит со многими людьми, отвращая человека от греха на правый путь, на путь спасения. Вспомним житие преп. мученицы Евдокии. До своего обращения она никак не реагировала на христианство. Но однажды по соседству с Евдокией остановился некий монах, который постоянно читал Евангелие. Чрез слово Господне Божественная благодать прикоснулась к ее сердцу, и Евдокия уразумела, что стоит на гибельном пути, и обратилась от греха к праведной христианской жизни. Она вошла в число спасающихся, в число святых, и ныне мы ее прославляем.

А разве преп. Пелагея не испытала прикосновения Божества к своей душе? Испытала. И тоже — чрез слово Божие, которое проповедовал тогда епископ Нон. Божественная благодать коснулась ее сердца, и эта язычница, эта блудница, преобразившись, достигла целомудрия и святости.

Особенно явственно соприкосновение Божественной сущности к человеческому естеству можно увидеть на примере Серафима Саровского. Когда он еще в сане диакона совершал Божественную литургию, благодать Божия настолько обильно изливалась на преподобного, что он начинал светиться. Некогда Мотовилов, благочестивый человек и ученик преподобного Серафима, испытал на себе прикосновение Божественной благодати, и в зимнее время, когда на улице стояла стужа, этот человек почувствовал внутри себя такую теплоту Божественного Духа, что она зримо растопила снег.

Видите ли, возлюбленные братья и сестры, какой неизреченный дар снискали себе от Господа христиане — соприкосновение Божественной сущности с сущностью человеческой! Когда это происходит — человек приходит в восторг, изливает особые слезы умиления, отвращает свое сердце от греха и вступает на спасительный путь.

И если мы с вами внимательно вспомним свою мимошедшую жизнь, то, я думаю, любой христианин заметит и подтвердит ту истину, что прикосновение Божественной благодати к нашим сердцам в той или иной мере испытал каждый из нас. К каждому сердцу прикасалась Божественная благодать, вызывая слезы умиления, раскаяния, глубокого сожаления о том, что делали мы не так. Она проникала в сердце и наполняла его особенною любовью и к Богу, и к ближнему, так что оно готово было на любые испытания: на собственные страдания и на сострадание к людям. И как было бы спасительно, если бы это соприкосновение с Божеством никогда нами не забывалось, но все более и более утверждалось! Утверждалось так, как некогда утвердилось в сердце прав. Симеона Богоприимца, дабы, воспламеняемые Божественной благодатью, мы неослабно шли спасительным путем к вечному блаженству во Христе Иисусе Господе нашем, Которому со Отцем и Святым Духом подобает честь и слава во веки веков. Аминь.

_____________

Источник: О прикосновении Божественной сущности к человеческому естеству (на Сретение) // Высокопреосвященнейший Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Голос вечности. Проповеди и поучения. – СПб, 1994.

14 февраля 2014 года