Торжество Православия

 

Первое воскресенье Великого поста называется Неделей Торжества Православия. В этот день мы вспоминаем победу Православия над ересью иконоборчества (в 843 г.) и над всеми ересями. Нынешнее воскресенье призвано утвердить христиан, совершающих подвиг поста, в правильности выбранного пути спасения души. Хорошо бы нам всем в этот святой день устроить себе своеобразный экзамен и каждому спросить себя самого – а действительно ли я исповедую ту веру, которую принес на землю Господь Иисус Христос и которую проповедовали Его ученики – апостолы? Является ли моя личная вера действительно православной, не искажена ли она заблуждениями, лжеучениями? Знаю ли я наизусть православный Символ веры? А если знаю, и читаю дома, и пою его на Литургии со всеми – всё ли понимаю в нем, и правильно ли, как учит Церковь Христова? Все ли его догматы принимаю и умом, и сердцем?

Православный Символ веры

Символом веры называется краткое и точное изложение основ христианского вероучения, составленное и утвержденное на 1-м (Никейском,  325 г. по Р.Х.) и 2-м (Константинопольском, 381 г. по Р.Х.) Вселенских Соборах.

Символ веры состоит из двенадцати членов, в каждом из которых содержится особая истина (догмат) Православия:

1. Верую во единаго Бога Отца Вседержителя, Творца Небу и земли, видимым же всем и невидимым (по-церковнославянски).

– Верую в единого Бога Отца Вседержителя, Творца Неба и земли, видимого же всего и невидимого.

2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

– И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единственного рожденного, Который рожден от Отца прежде всех веков (прежде всякого времени, от вечности); Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, имеющего одинаковую сущность с Богом Отцом, Которым все приведено в бытие.

3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

– Ради нас людей и ради нашего спасения сошедшего с Небес, и воспринявшего плоть от Духа Святого и Девы Марии, и ставшего человеком.

4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.

– Распятого же за нас во время правления римского наместника Иудеи Понтия Пилата, и страдавшего, и погребенного.

5. И воскресшаго в третий день по Писанием.

– И воскресшего в третий день, как было предсказано в пророческих книгах Священного Писания.

6. И возшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца.

– И возшедшего (вознесшегося на сороковой день после Своего Воскресения) на Небеса, и сидящего по правую сторону Бога Отца.

7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

– И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же Царству не будет конца.

8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

– И в Духа Святого, Господа, подающего жизнь, исходящего от Отца, покланяемого и прославляемого совместно и наравне с Отцом и Сыном, говорившего через пророков.

9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

– В единственную Святую, Вселенскую (охватывающую православных людей всего мира из всех народов и всех времен) и Апостольскую (основанную Христом через своих учеников – апостолов) Церковь.

10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.

– Исповедую (открыто признаю) одно (совершаемое только раз в жизни) крещение, посредством которого Богом даруется прощение грехов.

11. Чаю воскресения мертвых,

– Ожидаю воскресения мертвых (всеобщего воскресения, которое произойдет в день Второго пришествия Иисуса Христа).

12. и жизни будущаго века. Аминь.

– и жизни будущего века (вечной будущей жизни, которая настанет после Второго пришествия Христа и всеобщего Суда). Аминь (истинно так).


«Во что верят христиане?»

Бог и человек

Единый Бог в христианском понимании – Личность, вернее – Три Личности – Отец, Сын и Святой Дух, Троица единосущная и нераздельная. Человек – тоже Личность, потому общение человека с Богом просто. Бог всегда рядом, Он слышит нас при любых обстоятельствах и не только слова наши, но и мысли. Верить в Бога – значит верить в Его любовь, верить в то, что Он не оставит, не предаст и желает каждому из нас только блага.

Творение

Бог сотворил всю вселенную и человека из ничего. Не только все, что мы видим, но и духовный мир, невидимый для нас, сотворен Им. Человек – это высшее творение Бога, Он создал нас по образу Своему: дал нам дух, разум, свободную волю и способность к творчеству.  Бог создал нас личностями, чтобы мы могли общаться и научились любить – Бога и друг друга. Поэтому каждый человек может достигнуть вечного блаженства – радостной и бесконечной жизни рядом со своим Творцом.

Грехопадение

Первые люди – Адам и Ева жили в раю, то есть в близком общении с Богом. Одна из заповедей, которая им была дана – не есть плодов с древа познания добра и зла. Но они нарушили эту заповедь, поверили лжи дьявола и предали Бога. Они захотели достичь совершенства без Бога. Это событие внутренне изменило их навсегда. Дух, душа и тело человека оказались поврежденными грехом. В таком состоянии Адам и Ева уже не могли находиться в раю, рядом с Богом. Между Богом и человеком возникла пропасть.

Жизнь людей после грехопадения

Условия жизни после грехопадения изменились: люди стали испытывать голод, холод, болеть и умирать. А зараза греха по наследству стала передаваться всем потомкам Адама и Евы. И даже после смерти никто не мог соединиться с Богом. Бог давал людям нравственные заповеди, но их исполнение не могло исцелить человека от внутренней греховной болезни. В результате и праведные люди и великие пророки, любившие и почитавшие Бога, не могли достигнуть вечного блаженства и оставались в аду.

Ожидание Спасителя

Но Господь не оставил падшее человечество в таком состоянии. Уже Адаму и Еве Он обещал, что придет Спаситель, Который сможет исцелить внутреннюю греховную заразу людей и снова соединить их с Богом. Все время Ветхого Завета многие поколения людей ждали обещанного Спасителя-Мессию. Многие пророки предсказывали Его пришествие: где Он должен родиться, когда, какая страшная смерть ожидает Его и какое славное воскресение.

Пришествие Спасителя в мир

И вот, наконец, родилась Дева Мария, достоянная стать Матерью Спасителя мира. Когда явился ей архангел Гавриил и принес радостную весть о том, что она избрана Богом, она ответила со смирением: «Я раба Господня, да будем мне по слову твоему». В этот момент сошел на Марию Дух Святой, и в ее чреве воплотился Бог. Второе Лицо Пресвятой Троицы, Сын Божий, принял на Себя человеческую природу, стал человеком. Когда Спаситель рождается на свет, мы видим уникальную Личность – Богочеловека. Не переставая быть Богом – вечным, вездесущим, всемогущим, Христос стал во всем похож на нас – с человеческим телом, человеческой волей, мыслями и чувствами.

Жизнь Спасителя

До 30 лет Иисус Христос жил в абсолютной безвестности. Только когда Ему исполнилось 30, Он вышел на проповедь. Безгрешный, Он принимает крещение на реке Иордан от Иоанна Крестителя, чтобы показать, что берет на Себя грехи всего мира. Затем Он ходит по городам Иудеи и Галилеи, собирает учеников, проповедует, помогает людям, утешает их, учит любви и смирению. Как Бог Он исцеляет людей, воскрешает умерших, прощает грехи. А еще Он говорит о том, что Он и есть обещанный Мессия. Идут за Ним и верят в Него те люди, которые чувствуют, что Спаситель им нужен, которые тяготятся своей греховностью и хотят избавиться от нее.

Установление Нового Завета

Ветхий Завет – договор Бога с людьми, скреплялся кровью жертвенных животных. Когда же пришел Тот, Кто Сам стал Жертвой за нас, Он установил Новый Завет. Апостолам, собранным на Тайной вечери, он раздал хлеб, сказав: «Возьмите, ешьте его, это Тело мое, которое будет ломимо за грехи мира» и чашу с вином, говоря: «пейте от нее все, это Кровь Моя Нового Завета, за вас и за многих проливаемая во оставление грехов». С тех пор каждый верующий может стать участником этой трапезы – таинства Причастия, которое совершается на Литургии.

Крестная жертва

Страшную казнь на кресте, распятие, Христос выбрал для Себя Сам еще до того, как воплотился. Но когда Он стал Человеком, Он утвердился в выборе своей человеческой волей. В Гефсиманском саду Он «ужасался и тосковал» и молился: «Отче, если это возможно, да минует Меня чаша сия, чтобы Мне не пить ее». Он боялся предстоящей смерти, потому что Он – безгрешен. Смерть – последствие греха, Он мог бы и не умирать, но принял на себя смерть добровольно и закончил Свою молитву так: «Отче, не моя воля, но Твоя да будет».

После предательства Иуды Иисуса Христа арестовали, долго водили по различным судам, издевались, били. Наконец Понтий Пилат осудил Спасителя на смерть. Христа распяли на Кресте на горе Голгофа. Глубина Его боли и страданий, физических и душевных, не поддается описанию. Все это испытал Он ради нашего спасения. Его смерть стала для нас искупительной. Он умер для того, чтобы победить смерть. Потому и крест сейчас почитается христианами как знак победы жизни над смертью.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, чтобы каждый верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Евангелие от Иоанна 3,16)

Воскресение

Смерть Спасителя разделила Его Душу и Тело. Душой Он сходит в ад, Своим божественным присутствием разрушает ад и выводит оттуда души всех праведников. Тело Христа, снятое со креста, было положено в пещере, заваленной камнем. Утром в воскресенье, на третий день после смерти Спасителя, ученики обнаружили гроб Его пустым. Христос воскрес! Он много раз являлся апостолам, они видели Его живым, говорили с Ним, прикасались к Нему. Он воскрес, чтобы больше уже никогда не умирать! И Он дал каждому человеку как «родственнику» своему по плоти возможность после смерти тоже воскреснуть для вечности!

«Я есть воскресение и жизнь. Верующий в Меня если и умрет, оживет, и всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек» (Евангелие от Иоанна 11, 25-26)

Церковь

Когда Христос после воскресения возносился на небо, Он сказал ученикам, что не покидает их, что всегда будет с ними, и заповедал идти по всему миру с проповедью о Нем и крестить людей «во имя Отца и Сына и Святого Духа». Все верующие во Христа люди составили «Церковь» (собрание). Чтобы любовь и единство верующих было неразрушимым, Дух Святой сходит на них и дает им особые духовные дары и силы жить по-христиански. Церковь – это не организация, это живой организм – Тело Христово. Христос – Глава Церкви, а все мы – члены.

Стать членом Церкви можно через крещение. Самое главное, что дает это членство – возможность причащаться Тела и Крови Христовой, входить в живое общение с Богом. Через причастие и все члены Церкви становятся друг другу родными – братьями и сестрами.

Второе пришествие Христа

Христос говорил о том, что второй раз Он придет на землю во всей божественной славе. Тогда ни у кого не возникнет сомнений, что это Он. Тогда все, кто жил когда-либо на земле, воскреснут телесно. Все мы воочию увидим бесконечную любовь Бога к нам. Но тех, для кого грех окажется дороже Бога, кто не захочет быть рядом с Ним, эта любовь будет жечь, как огонь. Те же, кто всегда стремился к Богу, кто любил Его и ближних своих, обретут ни с чем несравнимое и нескончаемое блаженство в свободном и радостном общении со Своим Творцом…

______________

Использованная литература:

Во что верят христиане? / Общественно-апологетический центр ПроСвет-ИНФО. Уфимское отделение Российской ассоциации центров исследования религий и сект. http://просветинфо.рф/wp-content/uploads/2014/03/ЛИСТОВКА-основы-православия.docx?820a00

1 марта 2015 года