Крестная Жертва Христа

 

Человек ушел от своего Небесного Отца еще в Эдемском саду, избрав свой собственный путь, независимый от Творца. С тех пор грех стал преградой между Создателем и человеком. Но любящий Бог не оставил людей в их падении и гибели. Для примирения с человечеством, для того чтобы вернуть Свое любимое творение в состояние вечной жизни, Господь совершил великое чудо, послав в мир Своего Сына. «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него… Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (1 Ин. 4: 9-10).

Бог создал мир с непреложными духовными и физическими законами. И одним из духовных законов является то, что грех, преступление должны иметь последствия, наказание. «Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6:7). Грехи людей умножились настолько, что человечество своими силами уже никак не могло восстать из бездны греха. Поэтому нужно было, чтобы грех был искуплен, чтобы некто невиновный и безгрешный умер за виновных и грешных, взяв на себя наказание за их преступления.

Жертва Христа Спасителя на кресте за нас – это акт высочайшей Божественной любви. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную»  (Ин. 3:16).

Бог восходит на крест, чтобы принести Себя в жертву за грехи людей, и тем самым избавить их от греха и вечной смерти. То наказание, которое должны были получить люди, берет на Себя Сам Господь. «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53:5).

Говоря об искупительной Жертве Христа, можно привести следующий образ, который, несомненно, является довольно условным, упрощенным. Допустим, некий юноша, почти еще отрок, совершил преступление. Он должен понести за него очень суровое наказание, например, много лет провести в лагере строгого режима, а может быть, даже умереть. При совершении преступления присутствовал его отец. И вот отец, зная, что сын не сможет понести наказание, что вся его жизнь будет исковеркана, испорчена тюрьмой, а может быть, он и вовсе никогда не выйдет из лагеря и сгинет там навечно, решается на подвиг. Он, будучи сам невиновным, берет на себя преступление сына и несет за него наказание. Тем самым он спасает сына от страданий и смерти и дает пример высочайшей любви и самопожертвования.

Иисус Христос, воплотившийся Бог Сын, стал, по выражению апостола Павла, «новым Адамом» (см.: Рим. 5: 12-21; 1 Кор. 15: 45-49). Он пришел, чтобы исправить ошибки первого Адама, исцелить его раны, восстановить то, что в человеческой природе было повреждено и искажено грехом. Для достижения этой цели Христос прошел весь тот путь, которым проходит каждый человек – путь страданий и скорбей. Чтобы уврачевать человека от болезни, греха и страдания, Спаситель «взял на Себя наши немощи и понес болезни» (Мф. 8:17).

Святые отцы проводили такие аналогии: Христос, новый Адам, верит Отцу, тогда как мы поверили змею, избирает волю Отца, тогда как мы выбрали свою. Он смиренно повинуется там, где мы высокомерно превозносились, и совершенным послушанием до смерти изглаживает наш мятеж. В том, что Господь был обнажен на Кресте, Он вылечил обнажение Адама и Евы, которые после грехопадения увидели, что они наги. Христос воспринял Древо Креста вместо древа, от которого вкусили наши прародители, терновый венец – за наше плохое владычество над природой, уксус с желчью – за вкушение запретного плода, смерть – за духовную смерть человека. Руки Иисуса были пронзены, чтобы исцелить протянутую к дереву познания руку Евы. И ноги Его были пронзены, чтобы исцелить ноги, которые убегали от Бога (Ева с Адамом, согрешив, прятались в кустах от Бога). Ударом в ребро было исцелено преступление Евы, взятой из ребра. Таким образом, история земной жизни Христа рассматривается как история Адама, только как бы в обратной перспективе. Все, что было Адамом нарушено, Христом исправлено; все, что в Адаме пострадало, Христом уврачевано.

Таким образом, благодаря Жертве Христа, грех не является больше непреодолимой стеной между Богом и человеком. Господь готов простить даже самого закоренелого грешника, ибо мы все одинаково дороги Ему. Его любви хватит на всех! Но Искупительная Жертва не действует насильно. Поэтому апостол Павел призывает: примиритесь с Богом (2 Кор. 5:20). То есть со стороны человека необходимы встречные шаги к примирению.

Бог есть любовь (1 Ин. 4:16). Он всегда направлен к человеку, всегда открыт и готов принять нас. Его Божественная любовь никогда не спит, никого не забывает, никогда не устает и не отдыхает. Но при этом Господь не действует по отношению к нам насильно, потому что Он даровал нам свободу выбирать доброе или злое, послушание Ему или непослушание. Именно по Своей любви к нам Бог не нарушает нашей свободы. Господь ждет от нас добровольного движения навстречу. В чем же оно должно проявляться? Во-первых, в правильной вере в Него, и, во-вторых, в нашей жизни в соответствии с верой.

________________

Литература:

  1. Епископ Иларион (Алфеев). Во что верят православные христиане? Клин, 2008.
  2. Священник Павел Гумеров. Крещение и воцерковление. Подготовка к крещению и первые шаги в Церкви.
  3. Священник Даниил Сысоев. Пять огласительных бесед. М., 2011.

Фото Свято-Андреевского храма г. Уфы