Христос – истинный Бог Яхве

 

Интернет-ресурс «Миссионер Дона»

Эта подборка цитат из Священного Писания призвана показать, что Христос есть воплотившийся Яхве (Иегова)

В общении с представителями «Свидетелей Иеговы» очень часто поднимается вопрос Божественности Христа и употребимости имени Божьего «Иегова».

Для православного христианина мысль, что Иисус Христос — истинный Бог и Творец мира является очевидностью. Однако для адепта «Свидетелей Иеговы» Иисус Христос есть пришедший на землю ангел, «бог» и «господь», но при этом всего лишь творение Иеговы.

Спорить при этом о терминах «Бог» и «Господь», как нам кажется, нецелесообразно. На все наши доводы у «Свидетелей Иеговы» найдутся контраргументы, ведь точно также во времена Первого Вселенского Собора ариане выискивали тексты Писаний в поддержку своей ереси.

Давайте попробуем разобраться: в чем же здесь дело?

Для начала обратимся к обычной аргументации христиан в пользу Божественности Сына Божия чтобы понять логику рассуждений адептов «Свидетелей Иеговы» и предложить им доводы, учитывающие их восприятие наших слов.

Тексты Писаний содержат достаточно большое количество указаний, позволяющих прийти к выводу, что Иисус Христос действительно является истинным Богом. К ним можно отнести и т.н. «парад титулов», характеризующих Его как Сына Божия, Господа и даже Бога. Однако не следует забывать, что во времена земной жизни Иисуса Христа эти понятия не относились однозначно к истинному Богу, а имели широкий спектр значений, нижний край которого мог относиться даже к простым людям.

В частности, иудейская и языческая мысль вполне могла допустить, что хороший или великий человек может быть назван сыном Бога, и в обоих обществах выражение «Сын Божий» могло подразумевать Божественность.

Правоверный иудей во времена земной жизни Господа Иисуса Христа осознавал, что «есть так называемые боги… так как есть много богов и господ много» (1 Кор. 8:5), однако основой его веры было то, «что нет иного Бога, кроме Единого» (1 Кор. 8:4). Этот Бог открыл Себя в Ветхом Завете с уникальным именем Яхве, которое (в отличие от титулов «Бог», «Адонаи=Господь» и т.д.) принадлежало только истинному, Сущему Богу, по сравнению с которым «все боги народов — идолы» (Пс. 95:5).

Точно также греческое слово Κυριος (Господь/господин) могло подразумевать целый спектр степеней достоинства — от почтительной формы обращения к учителю или судье до титула Самого Бога. Ведь в Кол.4:1 этот термин отнесен к Богу и тут же — к людям: «Господа (κυριοι), оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа (κυριον) на небесах». В текстах Нового Завета Христос назван Господом примерно 663 раза, но какой участок этого спектра значений имелся в виду?

Гораздо реже Христос прямо называется в Писании Богом, что можно объяснить стремлением различать Лица в Троице: «Богом» обычно называли Отца, также как титул «Господь» чаще относился к Иисусу Христу: «у нас один Бог Отец … и один Господь Иисус Христос» (1 Кор. 8:6). Здесь же следует отметить исповедание Фомы, впервые назвавшего Воскресшего Господом и Богом (Ин. 20:28), а также такие наименования Иисуса Христа как «истинный Бог» (1 Ин. 5:20), «великий Бог (Тит. 2:13), «Бог крепкий» (Ис. 9:6), или коротко «Боже» (Евр.1:8), «Бог наш» (2 Пет.1:1), «Бог» (Еф.5:5, Ин.1:1). По словам ап. Павла, во Христе «обитает вся полнота Божества» (Кол. 2:9).

Как видно из Ин. (10:34-36), этот титул (Бог) мог относиться к различным духовным существам, и даже к людям, обладающим властью и могуществом, ибо слова Эль, Элоах и Элохим, обычно переводимые как «Бог», дословно означают «Могущественный» или «Достойный поклонения». Точно также древнегреческое слово Θεος может обозначать единого Сущего Бога, некоего бога или выражать общее понятие о божестве.

По этой причине для нашей аргументации не достаточно показать сомневающимся, что в Писании Сын Божий назван «Богом» и «Господом». Полезнее привести указания Писаний на то, что Логос имеет природу ветхозаветного Яхве, и это Имя можно употреблять применительно ко Христу.

Например, если посмотреть на любую православную каноническую икону Спасителя, то видно, что на кресчатом нимбе надписано именя Божие «Яхве» — по-гречески «Ο ΩΝ» или «ὁ ὢν», что подчеркивает убежденность православных, что воплотился именно Тот Бог, Которого в Ветхом Завете именовали Сущий (Яхве). На это же указывает и Само Имя Богочеловека: Иисус на древнееврейском языке звучит как Иехошуа, что означает «Яхве спасает».

Эту же мысль мы попытаемся изобразить с помощью библейских текстов.

При этом будем помнить, что Писания Нового Завета дошли до нас только на греческом языке, поэтому в них ветхозаветное имя Яхве уже не встречается. Однако в этих текстах достаточно часто приводятся ветхозаветные цитаты, где идет речь о Яхве, по отношению к Господу Иисусу Христу. Причем ветхозаветные тексты в большинстве случаев приводятся по древнегреческому переводу Ветхого Завета (т.н. Септуагинта), что позволяет проследить даже дословные совпадения в формулировках.

1-й пример

Ветхий Завет:

«Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий (ἐγώ εἰμι ὁ ὤν). И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий (ὁ ὢν, Яхвех) послал меня к вам» (Исход 3:14).

«А Мои свидетели, говорит Господь (κύριος ὁ θεός) … чтобы вы знали и верили Мне, и разумели, что это Я (ἵνα γνω̃τε καὶ πιστεύσητε καὶ συνη̃τε ὅτι ἐγώ εἰμι): прежде Меня не было Бога и после Меня не будет» (Исаия 43:10).

Новый Завет:

«Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я (γὰρ μὴ πιστεύσητε ὅτι ἐγώ εἰμι), то умрете во грехах ваших» (Ин. 8:24).

«Итак Иисус сказал им: когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я (τότε γνώσεσθε ὅτι ἐγώ εἰμι) » (Ин. 8:28).

«Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь (ἐγώ εἰμι)» (Ин. 8:58).

«Теперь сказываю вам, прежде нежели [то] сбылось, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я (ινὰ πιστεύσητε οταν γενηται ὅτι ἐγώ εἰμι),» (Ин. 13:19).

«Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это Я (ἐγώ εἰμι). Стоял же с ними и Иуда, предатель Его. И когда сказал им: это Я (ἐγώ εἰμι), они отступили назад и пали на землю. Опять спросил их: кого ищете? Они сказали: Иисуса Назорея. Иисус отвечал: Я сказал вам, что это Я (ἐγώ εἰμι)» (Ин. 18:5-9).

2-й пример

Ветхий Завет:

«…великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать; слава Ливана дастся ей, великолепие Кармила и Сарона; они увидят славу Господа (Яхве), величие Бога нашего. Укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие; скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся» (Ис. 35:2-10).

Новый Завет:

«Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого? И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне» (Мф. 11:2-6).

3-й пример

Ветхий Завет:

«..ибо Господь (Яхве), Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык, Бог великий, сильный и страшный, Который не смотрит на лица и не берет даров» (Втор. 10:17-22).

«Славьте Бога богов, ибо вовек милость Его. Славьте Господа (Яхве) господствующих, ибо вовек милость Его; Того, Который один творит чудеса великие, ибо вовек милость Его; Который сотворил небеса премудро, ибо вовек милость Его» (Пс. 135:2-5).

Новый Завет:

«…и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею» (Откр. 1:5-20).

«На одежде и на бедре Его написано имя: ‘Царь царей и Господь господствующих'» (Откр. 19:16-21).

4-й пример

Ветхий Завет:

«Вот, Господь (Яхве) Бог грядет с силою, и мышца Его со властью. Вот, награда Его с Ним и воздаяние Его пред лицем Его. Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных» (Ис. 40:10-11).

Новый Завет:

«Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Ин. 10:11-42).

5-й пример

Ветхий Завет:

«Пророческое слово Господа об Израиле. Господь (Яхве), распростерший небо, основавший землю и образовавший дух человека внутри него, говорит: И будет в тот день, Я истреблю все народы, нападающие на Иерусалим. А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него (точнее — «на Меня», ср. перевод NASB: «look on Me whom they have pierced»), Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» (Зах. 12:1-12).

Новый Завет:

«Также и в другом [месте] Писание говорит: воззрят на Того, Которого пронзили» (Ин. 19:37-42).

6-й пример

Ветхий Завет:

«Как птицы — птенцов, так Господь (Яхве) Саваоф покроет Иерусалим, защитит и избавит, пощадит и спасет» (Ис. 31:5-9).

«как орел вызывает гнездо свое, носится над птенцами своими, распростирает крылья свои, берет их и носит их на перьях своих, так Господь (Яхве) один водил его, и не было с Ним чужого бога» (Втор. 32:11-12).

Новый Завет:

«Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Мф. 23:37-39)

7-й пример

Ветхий Завет:

«Кто сделал и совершил это? Тот, Кто от начала вызывает роды; Я — Господь (Яхве) первый, и в последних — Я тот же» (Ис. 41:4).

«Так говорит Господь (Яхве), Царь Израиля, и Искупитель его, Господь (Яхве) Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога» (Ис. 44:6-28)

«Я тот же, Я первый и Я последний» (Ис. 48:8-22).

Новый Завет:

«И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти» (Откр. 1:17-18)

«И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив» (Откр. 2:8-29).

«Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний. Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах» (Откр. 22:12-20)

8-пример

Ветхий Завет:

«Я с вами! говорит Господь (Яхве)» (Агг. 1:13).

Новый Завет:

«…и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28:20).

9-й пример

Ветхий Завет:

«Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу (Яхве), прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; … явится слава Господня, и узрит всякая плоть [спасение Божие]; скажи городам Иудиным: вот Бог ваш! Вот, Господь (Яхве) Бог грядет с силою, и мышца Его со властью. Вот, награда Его с Ним и воздаяние Его пред лицем Его» (Ис. 40:3-31).

Новый Завет:

«И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему» (Лук. 1:76).

«Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним» (Ин. 3:28)

«Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса» (Деян. 19:4-40).

«Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю» (Ин. 1:6-31)

10-й пример

Ветхий Завет:

«Я, Господь (Яхве), проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его» (Иер. 17:10-27).

Новый Завет:

«…и уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим» (Откр. 2:23)

11-й пример

Ветхий Завет:

«Господа (Яхве) Саваофа — Его чтите свято, и Он — страх ваш, и Он — трепет ваш! И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима. И многие из них преткнутся и упадут, и разобьются, и запутаются в сети, и будут уловлены» (Ис. 8:13-16)

Новый Завет:

«Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены» (1 Пет. 2:2-16)

12-й пример

Ветхий Завет:

«Объявите и скажите, посоветовавшись между собою: кто возвестил это из древних времен, наперед сказал это? Не Я ли, Господь (Яхве)? и нет иного Бога кроме Меня, Бога праведного и спасающего нет кроме Меня. Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо я Бог, и нет иного. Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык» (Ис. 45:21-23)

Новый Завет:

«…дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Фил. 2:10-11)

13-й пример

Ветхий Завет:

«Горы, как воск, тают от лица Господа (Яхве), от лица Господа всей земли. Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его. Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги» (Пс. 96:5-12)

Новый Завет:

«Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии» (Евр. 1:6-14).

14-й пример

Ветхий Завет:

«…видел я Господа, сидящего на престоле … Вокруг Него стояли Серафимы…И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь (Яхве) Саваоф! вся земля полна славы Его! … И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глаза мои видели Царя, Господа (Яхве) Саваофа. … И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите — и не уразумеете, и очами смотреть будете — и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Ис. 6:1-13)

Новый Завет:

«…народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем» (Ин. 12:39-47).

15-й пример

Ветхий Завет:

«Не тайно Я говорил, не в темном месте земли; не говорил Я племени Иакова: «напрасно ищете Меня». Я Господь (Яхве), изрекающий правду, открывающий истину» (Ис. 45:19-25)

Новый Завет:

«Иисус отвечал ему: Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего» (Ин. 18:20).

­­­_____________

Источник: Миссионерско-апологетический проект «К Истине»