Что такое молитва, и как правильно молиться

 

Молитва – это возношение ума и сердца к Богу, являемое благоговейным словом человека к Богу.

Молиться Богу можно всегда и везде, потому что Бог находится везде и во всякое время готов слышать нас.

Христианин обязан молиться ежедневно, утром и вечером, перед вкушением и после вкушения пищи, перед началом и по окончании всякого дела. Такая молитва называется домашней, или частной.

В воскресные и праздничные дни, а также и в будни, когда мы свободны от своих занятий, мы вместе с другими верующими собираемся для молитвы в храм Божий. Такая молитва называется общественной, или церковной.

Мы состоим из души и тела, а потому молитва наша бывает и внутренняя, и внешняя. Но, как душа важнее тела, так и внутренняя молитва важнее внешней. Иногда человек может молиться только внутренней молитвой. Так, пророк Моисей помолился умом и сердцем Богу, без произнесения слов, и по его прошению Красное море разделилось (см.: Исх. 14:15). Но эта молитва не должна становиться у новоначальных христиан постоянной, иначе и тело наше, и душа расслабятся.

Поскольку Бог благоволил составить человека из души и тела, то внешняя молитва также нужна. Как сказал апостол Павел, «прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6:20). Господь наш Иисус Христос был духовен в высочайшей степени; но и Он Свою духовную молитву являл и словами, и благоговейными движениями тела, например, возведением очей на небо, преклонением колен и лица на землю (см.: Мф. 26:39, Ин. 17:1, Лк. 22:41).

Как правильно молиться

  1. Молящийся должен верить во Христа. Как сам Он сказал: «О чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам» (Ин. 16:23).
  2. Старайся, по-возможности, молиться уединенно и тайно. «Когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:6).
  3. Прежде чем начать молиться, постарайся простить всех, на кого имеешь обиду. «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши» (Мк. 11:25).
  4. Молись как грешник кающийся, а не как праведник. Когда молитва не одушевлена покаянием – тогда не благоволит к ней Господь. «А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис. 66:2). См. также притчу о мытаре и фарисее (Лк. 18: 10-14).
  5. Необходимо верить в то, что получишь от Создателя просимое, иначе Бог не исполнит прошения. «Всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, – и будет вам» (Мк. 11:24).
  6. Молись со вниманием. Как тело без души мертво, так и молитва без внимания – мертва. Невнимательная молитва обращается в пустословие. Правильный способ ее совершения – заключать ум в произносимых словах молитвы и при этом стараться сохранить его во внимании.

Богу не угодна молитва, заключающаяся только в движении языка. Он говорит: «приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня» (Мф. 15: 8-9).

  1. Необходимо понимать смысл молитвы.

Часто молитвенные тексты проговаривают без понимания их смысла. Такой подход скорее свойствен чародеям, чем христианам. Поэтому нужно стараться понимать каждое слово молитвы. Апостол Павел говорит: «в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке» (1 Кор. 14:19).

  1. Когда чувствуешь сухость, ожесточение, наваждения от злых сил – не бросай молитву. Проси у Бога помощи и укрепления для молитвы. За твой подвиг против сердечного нечувствия снизойдет к тебе милость Божия.
  2. Все помыслы (даже самые благие!), мечтания, размышления, образы, которые возникают во время молитвы, отвергай.

Сохраняй свой ум немечтающим, безóбразным, безвидным, потому что ум в молитве предстоит невидимому Богу, Которого невозможно представить никаким вещественным образом. Если во время молитвы тебе представился чувственно или изобразился сам собою в уме вид Христа, или Ангела, или какого святого, – какой бы то ни было образ, – никак не принимай этого явления за истинное, не обращай на него никакого внимания, не вступай с ним в беседу. Иначе непременно подвергнешься обману и душевному повреждению.  

Следует помнить, что святые иконы приняты Церковью для возбуждения благочестивых воспоминаний и чувств, а отнюдь не для возбуждения мечтательности.

  1. Во время молитвы не ищи восторгов, не приводи в движение твоих нервов, не горячи крови. Содержи сердце в глубоком спокойствии.

Истинная молитва не совместима с артистичностью. Она не должна произноситься, словно напоказ, подчеркнуто красноречиво, с разгорячением, в эмоциональном возбуждении. От этого оживает наше «я», в душу входит высокомудрие. Молитва должна проникнуться простотой, безыскусственностью, тогда лишь мы ощущаем себя созданием, предстоящим Всесильному и Всеблагому Богу. Простота чужда всякой неискренности, фальши, неестественности, искусственности, она не нуждается в личине. Душа, исполненная простоты, ни с кем себя не сравнивает, всех видит лучше себя, она не мнит о себе, но поставляет себя перед Богом такой, какой является на самом деле, потому что всецело предает себя Богу. Таков должен быть дух настоящей молитвы.

  1. Не нужно многословить, когда молишься. Господь заповедал: «молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф. 6: 7-8).
  2. Исполнение или неисполнение твоего прошения предоставляй воле Божией. «…Да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мф. 6:10).

Не принято молиться мужчине в головном уборе, а женщине с непокрытой головой. По словам апостола Павла, «всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая» (1 Кор. 11: 4-5). Это покрывание женщиной своей головы – не пустая формальность, но знак для Ангелов: «Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов» (1 Кор. 11:10).

Принято молиться стоя, показывая, что мы стали детьми Небесного Отца, перед Которым мы предстоим лицом к Лицу. Но если мы болеем или очень устали, то можно молиться и сидя. Как говорил прп. Серафим Саровский, «лучше сидя молиться, чем стоя думать о ногах». Покаянные молитвы лучше произносить, стоя на коленях.

______________

Использованная литература:

  1. Духанин В. Как научиться правильной молитве: советы святителя Игнатия (Брянчанинова). – www.pravoslavie.ru/put/32462.htm
  2. Священник Даниил Сысоев. Лекции по Закону Божию. Введение в Православное христианство. М., 2012.